Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Направления и условия организации работы по развитию речи младших школьников

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Направления и условия организации работы по развитию речи младших школьников

Страница 2

Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

Уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы:

Наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставлений антонимов, сравнения значений и употребления паронимов.;

Усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

Усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

Усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники, не контролируемые учителем (речь родителей, друзей и т. д.)

Второе направление по развитию речи учащихся – это работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).

Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, создающее расчлененное обозначение единого понятия. «Словосочетание – это мысль в процессе становления: обучить детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли». Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Важно подчеркнуть, во-первых, что предложение – это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания – нужного и интересного и т. п.);

во-вторых, что предложение – это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неделима от курса грамматики и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений;

в-третьих, что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения, над их зависимостью от структуры предложения;

в-четвертых, огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяются изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста. Овладение синтаксическими конструкциями намного опережает их теоретическое изучение в школе.

Третьим направлением является работа над связной речью (уровень текста). Связную речь изучает лингвистика текста. Связный текст понимается как некая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Связной речью называется речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы – развернутый устный ответ, сочинение, изложение и т. п.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников
«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний». Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до пост ...

Организация диагностики лидерских качеств педагогов Дворца творчества детей и молодежи
Следует отметить, что многие исследователи в педагогике отмечают возрастающую роль не профессиональных, а личностных качеств для эффективности влияния педагога. Лидерская позиция позволяет управлять коллективом в целом. Лидерская позиция предоставляет педагогу больше свободы действия. Кроме того, х ...

Роль геометрического материала в формировании и пространственного мышления младших школьников
Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, конструировании и лепке. Особо важная роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике, котора ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru