Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Направления и условия организации работы по развитию речи младших школьников

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Направления и условия организации работы по развитию речи младших школьников

Страница 2

Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.

Уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы:

Наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставлений антонимов, сравнения значений и употребления паронимов.;

Усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

Усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

Усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники, не контролируемые учителем (речь родителей, друзей и т. д.)

Второе направление по развитию речи учащихся – это работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).

Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, создающее расчлененное обозначение единого понятия. «Словосочетание – это мысль в процессе становления: обучить детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли». Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Важно подчеркнуть, во-первых, что предложение – это единица речи, следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания – нужного и интересного и т. п.);

во-вторых, что предложение – это грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением неделима от курса грамматики и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений;

в-третьих, что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения, над их зависимостью от структуры предложения;

в-четвертых, огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом.

Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяются изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста. Овладение синтаксическими конструкциями намного опережает их теоретическое изучение в школе.

Третьим направлением является работа над связной речью (уровень текста). Связную речь изучает лингвистика текста. Связный текст понимается как некая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Связной речью называется речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы – развернутый устный ответ, сочинение, изложение и т. п.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие и виды общения. Внеситуативно-личностное общение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...

Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Растения пашей планеты чрезвычайно разнообразны ...

Диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале детей 10-13 лет
Цель: определить ориентацию ребенка на путь решения посредством оперирования образами при решении задачи нахождения такой же геометрической фигуры (сравнения геометрических объектов). Необходимое оборудование: бланки с заданиями, образец – посредник. Описание задачного материала. Задания (см. прило ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru