Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников

Педагогика и воспитание » Использование опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников » Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников

Страница 1

В возрастной психологии младший школьник характеризуется как «возраст 7-10 – летних детей, обучающих в 1-4 классах современной или полной средней школы».

В младшем школьном возрасте у ребенка впервые формируется учебная деятельность, которая является для него ведущий. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Переход ребенка в школу ужесточает условия его жизни – это связано с тем, что учебная деятельность является обязательной, систематичной и требует от ребенка ежедневного напряжения физических и умственных сил. Данный возраст является периодом интенсивного развития всех психических процессов.

По мнению И.П. Подласого, «восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в тоже время остротой и свежестью», «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать мягкий и твердый знаки с буквой «р.», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим принимает организованный характер.

Кроме того, в начальных классах переход на новую ступень совершает и мышление, которое является главным содержанием умственного развития школьников. У детей этого возраста оно развивается от эмоционального к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развивать интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста, которое развивается во взаимосвязи с их речью. Основой мышления является память, которая имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителем выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Обязательным условием успешности работы является внимание, но у младших школьников оно непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Итак, младшие школьники подвижны, эмоциональны, впечатлительны. У них слабая нервная система, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Поэтому, учитывая физические и психические особенности данной возрастной группы в качестве наиболее приемлемых видов контроля можно выделить нетрадиционные виды контроля, такие как опорный и игровой. Раскроем сущность опорного и игрового контроля.

Опорный контроль

- Конспектный контроль. Учащийся опирается полностью на содержание своего конспекта по предмету, повторяет и воскрешает в памяти контролируемый учебный материал. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объясненного учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта. Вопросы задаются на установление причинно-следственных связей процессов и явлений, на классификацию, сравнение и так далее. Такая постановка контроля способствует систематической подготовке к урокам, повышает интерес к предмету, дисциплинирует ученика.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Предпосылки умения видеть и решать проблемы
Предпосылки умения видеть и решать проблемы создаются всем процессом обучения, обеспечивающим усвоение достаточно широкого круга знаний и умений. В то же время творчество невозможно без овладения опытом творческой деятельности, который можно приобрести главным образом в процессе проблемного обучени ...

Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса с использованием игровых приемов. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. При чтении небольших текстов имеетс ...

Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Воспитание и обучение детей осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время проведения режимных моментов, во включении детей в различные виды деятельности, на протяжении всего пребывания детей в дошкольном учреждении. Развитие памяти детей в нашем исследовании осуществляло ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru