Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Сократилось количество пауз и повторов.
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования - выявить динамику овладения монологической речью повествовательного типа у детей старшего дошкольного возраста в результате обучения.
Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.
Полученные результаты представлены в таблице.
Из таблицы видно, что высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям. Это доказывает и эффективность примененной нами методики.
Таблица 1 - Результаты анализа повествований детей старшего дошкольного возраста (в %)
|
Критерии |
До обучения |
После обучения | |
|
Содержание |
раскрыто |
11-52,4% |
18-85,8% |
|
частично |
10-47,6% |
3-14,2% | |
|
не раскрыто |
- |
- | |
|
Структура |
начало |
8-37,6% |
17-80,9% |
|
середина |
21-100% |
21-100% | |
|
конец |
8-37,6% |
16-76,1% | |
|
Объем |
кол-во предложений |
10 |
11 |
|
кол-во слов |
38 |
65 | |
|
Коэффициент законченности предложений |
0,5 |
0,75 | |
|
Кол-во предложений |
простых |
8,7-87% |
7,6-69,5% |
|
сложных |
0,5-5% |
1,4-12,5% | |
|
с прямой речью |
0,8-8% |
2-18% | |
|
Коэффициент связности |
0,36 |
0,6 | |
|
Плавность (кол-во пауз и повторов) |
4 |
2-3 | |
|
Длина текста между паузами (в ср.) |
6 |
8-9 | |
|
Индекс разнообразия словаря |
0,15 |
0,2 | |
|
Самостоятельность |
самостоятельно |
8-37,6% |
19-91% |
|
с помощью воспитателя |
13-62,4% |
2-9% | |
Это интересно:
Эффективность использования проекта по
инновационному преподаванию дисциплины "Иностранный язык" для
развития самостоятельности будущих экономистов
В исследовании использовались методики Т.Д. Дубовицкой (установление активности личности обучающихся), П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского (выявление уровня самостоятельности студентов). Нами был составлен опросник из 10 вопросов, определяющих степень осознания значимости самостоятельной учебной деят ...
Формирование системы понятий как средство формирования мышления школьников
В процессе обучения школьник усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы и правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая старшим и следуя их указаниям, учащийся средней школы постепенно приучается правильно с ...
Результативность опыта
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в нескольких детских садах был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет. Экспериментальная группа занималась по разработанной программ ...