Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать»

Страница 1

Школьная программа предполагает 4 часа на изучение творчества Блока. Структура системы уроков дана на усмотрение учителя. Ниже представлены вариант разработки план-конспекта уроков по этой теме (при выделении двух часов) и план-конспект урока, посвященный сравнению поэмы Александра Блока «Двенадцать» и поэмы Андрея Белого «Христос воскрес».

План-конспекты уроков по поэме «Двенадцать» при выделении двух часов на изучение

Урок №1. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»

Цели:

• формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;

• показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение идейно-эстетического содержания поэмы;

• знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы.

Ход урока.

1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке.

2. Вступительное слово учителя.

Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской трилогией»;

– статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года;

– поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года;

– стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года.

Их объединяет время и история.

3. Сообщение учащихся – историческая справка.

Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А.М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».

Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».

4. Слово учителя.

По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе:

Уж я ножичком

Полосну, полосну

Если мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с

И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика).

5. Работа со статьей «Интеллигенция и революция» по вопросам.

– Как Блок характеризует свою эпоху? (Предполагаемый ответ: как великую).

– В чем обязанность художников в такое время? (Видеть и слышать то, что задумано его народом).

– А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать жизнь из безобразной в прекрасную).

– Как? (С помощью революции).

Первый вывод: революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной.

– С какими явлениями сравнивает Блок революцию? (Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран).

– Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы стихии и бессилие перед ними человека).

– Найдите в тексте глаголы, на которых построено олицетворение революции (Обманывает, калечит, выносит…).

Второй вывод: частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира.

– В чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и цели – переделать весь мир во имя братства и мира народов).

– К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»).

Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Блок считал: «Дух музыки – основа мировой гармонии, претворение хаоса реальности в Космос духа. Блок считал, что революция – та неизбежная закономерная катастрофа, через которую должен пройти мир и Россия на пути к обновлению, к божественной гармонии.

Третий вывод: Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из которого должна родиться гармония будущего.

Но нам известны случаи, когда произведение воспринималось читателями неоднозначно взглядам писателя.

6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать».

(Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по ролям).

– Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?

– Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые сильные ваши чувства?

7. Работа в группах по вопросам (по имеющемуся алгоритму).

Алгоритм работы над поэмой:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Антропометрические методы исследования
Соматометрия Измерялась длина тела (рост, стоя), окружность грудной клетки и вес тела. Известно, что длина тела является одним из важнейших признаков, характеризующих состояние пластических процессов в организме ребенка. Этот показатель измерялся с помощью станкового деревянного ростомера. Измерени ...

Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребе ...

Двигательные умения и навыки
Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык. Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru