Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса

Педагогика и воспитание » Реализация проблемного обучения на кружковых занятиях учащихся 5-го класса » Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса

Страница 1

Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. Л. И. Божович отмечал, что именно это определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся.

Организуя работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Это стремление влияет на отношение подростка к обучению, с помощью достижений в учебе он может самоутвердиться.

Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности, как и во всех остальных, проявляются психологические особенности развития подростков и оказывают на нее влияние. Нужно уметь пользоваться этими особенностями для достижения лучших результатов в обучении.

В подростковом возрасте начинает ярко проявляться самостоятельность. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Самостоятельность необходима при исследовательской деятельности, поэтому целесообразно именно в этом возрасте начинать включать исследовательскую деятельность в процесс обучения. Ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость. А если исследовательская деятельность будет проводиться в группах, то тем самым можно положительно влиять и на самооценку подростка, так как особую роль для него играет мнение окружающих и важность его действий для окружающих.

По мнению М.В. Матюхиной большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога.

Задача педагога постепенно вводить элементы различных форм учебной деятельности, новых для подростков, тем самым еще больше развивая интерес к предмету. Это касается и исследовательской деятельности. Младшие школьники не в состоянии производить исследования и делать выводы в силу своих психологических особенностей и маленького опыта в обучении. В младшей школе для поддержания осмысленных учебных действий необходима регуляция действий школьника со стороны учителя. В средней школе ученик в большей мере приобретает способность к самостоятельной регуляции действий. Г.Клаус считал, что происходит постепенное расширение пространства его действий, планов, принятия решений. Ребенок научается выполнять задания, ставить цели, искать нужную ему информацию, взаимодействовать с другими людьми, решать задачи и преодолевать трудности.

Подростки уже окончили начальную школу, овладели некоторыми видами деятельности и испытывают потребность в новых знаниях, умениях и навыках. И задачей учителя является постепенное знакомство с разными видами деятельности, еще не знакомыми подросткам.

М.В. Матюхина считает, что подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Характеристика нарушения звукопроизношения при ФФНР
По данным исследований Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [c ...

Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании
Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является важнейшим ме ...

Механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия учителя с учениками
Как было показано в п.п. 1.1., 1.2., общение играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение ученика, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru