Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В школьном курсе русского языка изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический. В него включены понятия, описывающие эти уровни. Исторически в методике преподавания русского языка сложились особые ее области, в которых излагается методика изучения понятий, включенных в школьную программу: фонетических – в методике фонетики, словообразовательных – в методике словообразования, морфологических – в методике морфологии, синтаксических – в методике синтаксиса, лексических и фразеологических – в методике лексики и фразеологии. «Самостоятельность перечисленных областей методики определяется тем, что каждая из них, соотносясь с соответствующим разделом науки о языке, имеет свои цели, содержание, методы обучения и контроля. В каждой из них есть свои методы исследования».
В школьном курсе русского языка значительное место занимает изучение разделов науки о языке: фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса. Ознакомление с ними предполагает познание основных свойств изучаемых единиц языка и функционирование их в речи. В соответствии с этим перед ознакомлением с разделами науки о языке ставятся следующие частные специальные цели:
- изучение основных особенностей единиц языка;
- ознакомление с их функционированием в речи;
- формирование учебно-языковых умений.
Содержанием работы, направленной на изучение разделов науки о языке, являются знания о всех уровнях языка, учебно-языковые умения и способы действий учащихся с языковым материалом.
В разделе «Морфология» представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова, части речи самостоятельные и служебные; части речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие.
Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения).
Чтобы изучить язык, необходимо усвоить его основные компоненты (звуковую систему, лексику, грамматический строй), условия его формирования и функционирования. Язык – явление общественное, развивающееся. С этой точки зрения для его характеристики исключительно важное значение имеют такие его особенности как, способы словообразования и словоизменения. После ознакомления со способами словообразования в русском языке учащиеся должны изучать и способы словоизменения, с которым они уже встречались в начальной школе. Описание способов словоизменения дается в разделе грамматики – морфологии, в которой в значительной мере в традиционном плане излагаются основные особенности и характеристики лексико-грамматических разрядов, уделяемых в пределах данного языка и известных в науке под названием частей речи. Без знания способов словоизменения учащиеся не смогут успешно усваивать в дальнейшем материал по синтаксису, так как правила сочетания слов в предложении в значительной своей части основываются именно на способности слова изменяться (склоняются, спрягаются). Со склонением и спряжением, как вообще с морфологическим составом слов, связаны многие орфографические правила, которые не могут быть хорошо усвоены без знания основных сведений о грамматической природе частей речи. Поскольку части речи являются лексико-грамматическими разрядами слов, т.е. выделяются не только по признакам чисто грамматическими, формальными, но и по лексическому значению слов, изучение их обязательно связывается с работой над словарем учащихся.
Таким образом, изучение частей речи подготавливает учащихся к прохождению систематического курса синтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся, обогащение их словаря и усвоение ряда правил словоупотребления.
Это интересно:
План уроков по технологии обработки древесины
Методические рекомендации по проведению уроков технологии по разделу «Обработка древесины». Уроки технологии посвящены знакомству с древесиной, как природным материалом для художественной обработки, с видами народных ремесел, с работами мастеров, изготовлению изделия по готовым рисункам и образцам, ...
Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литера ...
Метод адаптивного автоматизированного тестирования знаний
Адаптивным тестированием знаний будем называть способ экзаменационного контроля уровня подготовки обучаемого, при котором процедура выбора и предъявления ему очередного тестового задания на (t+1)-м шаге тестирования определяется ответами обучаемого на предыдущих t шагах теста. Математическую основу ...