Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретическое описание ситуации воспитания

Страница 1

Воспитание как объект педагогических исследований и разработок – фундаментальная категория для педагогической науки. Надежность педагогической науки зависит от того, как мы представляем себе объект ее исследования. Этот объект советская педагогика определяла как «воздействие на психологию воспитуемого». Воспитание – всего лишь воздействие педагога на ребенка. Позже воспитание определялось «как процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям» и как «общественные отношения, в которых одни люди воздействуют на других».

Бетинас Б.А. определяет процесс воспитания как «процесс целенаправленного формирования личности как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых, строится с учетом результатов предыдущих».

Грицанов А.А. рассматривает воспитание как «процесс и результат системы целенаправленных воздействий на личность и осознанных усилий самого индивида (самовоспитание) или происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий процесс и его результат».

Козлова О.Н., – «воспитание – это деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах, – знания, эмоции, этические, эстетические нормы, и по развитию внутренних своеобразных возможностей и склонностей индивидов…».

Но по нашему мнению, ни одно из определений воспитания, приведенных выше, не допускает к ним проектного отношения, вследствие своей большой абстрактности и неопределенности конечного результата деятельности. Авторы не вводят теоретических понятий определяющих сущностное содержание воспитания, например, понятие «ситуации воспитания», «воспитывающего действия» и др.

Теоретическая схема воспитания

Рассматривая воспитание как особую деятельность, в рамках педагогического проекта мы полагаем, что ключевым содержанием воспитания должно стать оформление ценностного самообраза человека. При этом воспитание понимается как инициирование активности индивида в контексте существующей социально-культурной перспективы, с целью оформления самообраза в деятельности и взаимодействии с социальной и культурной действительностью.

Воспитания это всегда побуждение индивида к движению в сторону уже сложившейся в культуре знаково-символической среды, на «языке» и в смыслах которой происходит функционирование социальных систем, коммуникация человеческих общностей, воспроизводство социальной жизни и деятельности. Субъектом такого инициирования являются – человеческие сообщества (семейные, общественные, профессиональные и др.), несущие определенные ценности, образы идеального, нормы поведения и оформившие в культуре «идеальные образы человека» (социальные образцы по О.И. Генисаретскому).

Конкретный воспитатель – это человек являющийся «посредником» между «идеальным образом» и воспитываемым – человеком, в отношении которого осуществляется воспитывающее действие.

В рассмотренной ситуации воспитания предполагается осознанность (рефлексивность) действий, как воспитателя, так и воспитанника. Это означает, что воспитатель рефлектирует свои действия в отношении воспитанника, как в отношении предъявляемых ценностей, культурных идеалов и стилей жизни, так и в отношении индивидуальных особенностей воспитанника, его способности воспринимать и быть активным субъектом ситуации воспитания. Рефлективность воспитанника состоит в осознанности формируемого самообраза, его адекватности личной истории и личным жизненным и психосоматическим ресурсам.

При этом могут существовать ситуации псевдовоспитания, когда участники не рефлектируют происходящее, свои действия и установки, что может приводить к различным превратным формам человеческих взаимодействий: формальному морализированию, подчинению и подавлению человека и др.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно и индивидуализировано, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определённых социальных групп и носителями определенной субкультуры, более или менее осознанно и целенаправленно реализующие во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздейс ...

Гигиена жилого помещения. Ежедневная уборка
Жилое помещение необходимо убирать ежедневно: проветривать комнаты, подметать, мыть или вытирать пол, удалять с мебели пыль, чистить или вытряхивать дорожки, расстеленные в коридоре, передней и в комнатах. Проветривание. Жилые помещения следует проветривать три раза в день. Лучше это делать утром - ...

Изучение особенности общения, взаимодействия учителя и детей
Экспериментальная работа по изучению стилевых и ролевых отношений между учителем и учащимися проводилась на базе школы № 19 г. Чистополя, в 3 «А» классе. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2004 – 2005 учебного года. Количество детей в классе – 25 человек. Из них 10 девочек, 15 ма ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru