Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова (Прил. № 1).
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлапывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Формирование произношения и подготовка к усвоению грамоты
I период обучения
Основное внимание в это время уделяется:
1. Овладение детьми наиболее легкими для произношения звуками;
2. Постановке отсутствующих звуков;
3. Подготовке к звуко-слоговому анализу слов.
Подготовка к анализу имеет 4 ступени:
1. Уточнение артикуляции звуков, которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
2. Анализ и синтез обратного слога
3. Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных. Анализ и синтез прямого слога
4. Полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп.
II период обучения
Если в течение первого периода большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, в течение II периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков много времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж); фрикативные и аффрикаты (с-ц); плавные и вибранты (р-л, р` - л`); мягкие и твердые (с-с`, з-з` и др.) Дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становятся не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале II периода детей учат делить слова на слоги. Используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги.
Это интересно:
Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии
Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. А.С. Спиваковская для анализа детско-родительских отношений ...
Проблемный развивающий эксперимент на уроках химии
Некоторые «издержки» использования концентрического принципа в обучении могут быть преодолены с помощью применения проблемного эксперимента. Условием успешности обучения является организация внутренне мотивированной деятельности, что требует развёрнутого содержания, сконструированного по восхождени ...
Проведение мониторинга в 2013 году
Минобрнауки может провести новый мониторинг эффективности российских вузов осенью 2013 года. Заместитель министра ведомства объяснил, что речь идет о втором этапе мониторинга. «Подведены итоги на 2012 год, это позволило провести работу по развитию вузов, а к осени иметь результаты», — заявил Климов ...