Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Речевая деятельность включает в себя 3 компонента: лексику, грамматику и фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизиологическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.
При фонетико-фонематическом недоразвитии у детей наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Р.Е.Левина писала, что «узловым образование, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ.
У детей с сочетаниями нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Шваскин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться его восприятие.
Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. А выраженные нарушения становления речи влекут за собой серьезные отклонения в формировании письма.
Темой нашего исследования являются: «Выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Изучением фонетико-фонематического нарушения речи у детей занимались такие логопеды, как Р.Е.Левина, Р.М.Боскис, Н.Х.Шваскин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия, Т.В.Туманова, Г.Б.Филичева.
Целью нашей работы являются: выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с ФФН и определение путей коррекции нарушения.
Задачами исследования являются:
1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику фонетико-фонематическому нарушению речи, как системному нарушению.
2. Охарактеризовать состояние произносительной системы языка у дошкольников с ФФН.
3. Провести экспериментальное изучение состояния произносительной системы языка у дошкольников и выявить особенности ее сформированности.
Объектом исследования является произносительная сторона речи детей дошкольного возраста с ФФН.
Предметом – приемы обследования, диагностика речи детей с ФФ нарушением.
Методами исследования являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- психологический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
В первой главе «ФФНР как системное нарушение в работах отечественных специалистов» дан анализ 20 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, дана характеристика детей с ФФНР, методика проведения речевого обследования, определено направление экспериментально-практического исследования детей.
Во второй главе «Обследование дошкольников с ФФНР с целью выявления нарушения звукопроизношения» содержатся описания организации экспериментального исследования, методика его проведения и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части курсовой работы.
Это интересно:
Психофизиологическая структура процесса
письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, рече-двигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура э ...
Роль дидактической игры в образовательном процессе
на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность
Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными т ...
Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил: ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах; исключения задержки дыхания в ...