Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Организация логопедической работы по устранению аграмматической дисграфии

Страница 3

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней.

39.jpg

Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Мальчик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:

- подбор предложений по данной графической схеме;

- запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы);

- самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;

- составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Например, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие (значение субъект – предикат).

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Дети катаются с горки – выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением. Девочка рвет цветы.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Примерные темы занятий

Цели занятий

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения):

а) интонационное оформление предложений в устной речи;

б) дифференциация предложений по теме высказывания;

в) развитие анализа текста из предложений;

г) грамматическое оформление предложений на письме

• Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.

• Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.

• Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.

• Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):

а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложений на слова;

в) определение количества, последовательности слов в предложении

• Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».

• Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:

а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б) «звук» – «буква»: дифференциация понятий;

в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв

• Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи.

• Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука

• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

• Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:

а) слогообразующая функция гласных;

б) ударение; ударный слог

• Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

• Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда;

б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»:

– в начале слова,

– в середине и в конце слова после гласной,

– в середине и конце слова после разделительного «ь»

• Познакомить со способом образования гласных II ряда.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной.

• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных:

а) дифференциация твердых и мягких согласных;

б) буквы «а–я» после твердых и мягких согласных:

– в слогах и словах,

– в словах и словосочетаниях,

– в предложениях и текстах;

в) буквы «о–е» после твердых и мягких согласных:

– в слогах и словах,

– в словах и словосочетаниях,

– в предложениях и текстах;

г) буквы «у–ю» после твердых и мягких согласных:

– в слогах и словах,

– в словах и словосочетаниях,

– в предложениях и текстах;

д) буквы «ы–и» после твердых и мягких согласных:

– в слогах и словах,

– в словах и словосочетаниях,

– в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов

• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а–я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о–е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у–ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы–и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова

Дифференциация гласных звуков [о-у]:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

Дифференциация гласных звуков [о–у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е–ю»

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о–у]:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о–у]. Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е–ю» после мягких согласных

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о–а». (Сначала провести работу

по фонематической дифференциации гласных звуков [о–а].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв

«и–ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–ы].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–у].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–у].)

• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и–е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и–е].)

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о–а»: – в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–ы»:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–у»:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «ы–у»:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и–е»:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

Дифференциация звуков [с–з]:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах.

Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в–ф], [б–п], [д–т], [з–с], [г–к] (твердые и мягкие), [ж–ш]

• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с–з].

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с–з]:

– в изолированной позиции;

– в слогах и словах;

– в словосочетаниях и предложениях;

– в текстах

Развитие фонематических дифференцировок в группе:

– свистящих – шипящих;

– аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с–ш], [с–ц], [ш–ч], [Ц–т']).

Развитие зрительной дифференциации:

– строчных букв «п–т», «л–м», «х–ж», «к–н», «т–н», «п–н», «ш–щ», «и–ш», «б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3», «р–з», «п–р», «к–н», «к–т», «к–п», «н–т», «н–п»;

– заглавных букв «П–Т», «Л–М», «X–Ж», «К–Н», «Ш–Щ», «И–Ш»

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п–т»,

«л–м», <«–ж», «к–н», «т–н», «п–н», «ш–щ», «и–ш», «б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3», «р–з», «п–р», «к–н», «к–т», «к–п», «н–т», «н–п».

• Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П–Т», «Л–М», «X–Ж», «К–Н», «Ш–Щ», «И–Ш»

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

– слова, называющие предметы, явления природы (3–4-е классы

– имя существительное),

– слова, обозначающие действие предмета (3–4-е классы – глагол),

– слова, обозначающие признаки предмета (3–4-е классы – имя прилагательное),

– слова-антонимы,

– слова-синонимы,

– слова-омонимы;

б) словообразование:

лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

– слова, называющие предметы, явления природы (3–4-е классы

– имя существительное),

– слова, обозначающие действие предмета (3–4-е классы – глагол),

– слова, обозначающие признаки предмета (3–4-е классы – имя прилагательное),

– слова-антонимы,

– слова-синонимы,

– слова-омонимы;

б) словообразование:

– состав слова (корень, родственные слова),

– развитие функции словообразования (приставки),

– развитие функции словообразования (суффиксы),

– обогащение, актуализация словарного запаса;

в) обогащение знаний о составе слова;

г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи:

– предлоги; дифференциация предлогов и приставок,

– уточнение (развитие) навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):

– текст; анализ содержания; логическая последовательность,

– сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами.

• Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

• Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

• Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

• Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.

• Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

• Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

• Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

• Формировать навык использования различных способов словообразования:

• Уточнить лексические значения различных предлогов.

• Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

• Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

• Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
Практическая реализация активных методов, направленных на стимулирование познавательной активности младших школьников На основе выдвинутой нами гипотезы с учётом результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и проведён формирующий этап. Цель формирующего этапа опы ...

Основные эколого-химические понятия
Большое влияние на учебно-воспитательный процесс оказывает связь обучения природоведению, биологии, географии и химии с охраной природы. На школы возлагается особая ответственность за воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природным богатствам Родины. Поэтому теоретическое изуче ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. Кожалиева Ч.Б. Особенност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru