Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие осложненного поведения подростков, его сущность, признаки и причины появления

Педагогика и воспитание » Изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков » Понятие осложненного поведения подростков, его сущность, признаки и причины появления

Страница 3

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления она может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) или пограничный характер (повышенную тревожность, возбудимость, страхи, фобии, навязчивые дурные привычки и т.п.).

Психическая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями, которые обусловливают определенную нестандартность поведения подростка. Формы психической дезадаптации могут быть устойчивыми и временными.

К устойчивым формам психической дезадаптации относятся акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за ними могут последовать психопатические проявления. Сюда же можно отнести неблагоприятные индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой и познавательной сферы, включающие такие дефекты, как снижение порога эмпатийности (умения сопереживать другому), размытость интересов, низкая познавательная активность.

Временные формы психической дезадаптации включают психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития подростка. Психофизиологическое развитие подростка характеризуется неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающей его физическое и психическое самочувствие; «гормональной бурей», вызванной повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющейся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроения подростка.

Социальная дезаптация проявляется в несоблюдении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, связанных с нарушением процесса социализации подростка. Здесь затрагиваются как содержательная, так и функциональная стороны социализации.

Случаи нарушения процесса социализации могут быть вызваны как прямым дисоциализирующим воздействием, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального и антиобщественного поведения, так и косвенным влиянием, при снижении референтной значимости ведущих институтов социализации, какими являются семья, школа, высшее учебное заведение, государство.

Подводя итог сказанному, отметим, что психолого-педагогической литературе все чаще поднимается вопрос о негуманном использовании по отношению к детям таких терминов, как "трудный", "запущенный", "девиантный" и т.д. И не только потому, что они оскорбительны для ребенка, но и потому, что они недостаточно точны. Необходим более емкий термин, который бы адекватно отражал проблему, скрывающуюся за веером этих языков. Именно осложненное поведение необходимо выдвинуть в качестве объекта педагогического внимания, чтобы понять, что именно порождает такое поведение подростка, от которого он не получает никакой радости и сам страдает больше, чем педагог, родители и окружающие дети.

Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Эти причины нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Обратимся к характеристике наиболее распространенных причин.

Во-первых, это стремление подростков к самовыражению, которое есть у каждого ребенка. Это проявляется в следующих противоречиях в личностном развитии:

– у ребенка возникают пробелы в знаниях, затем он не усваивает последующий материал; начинает отвлекаться, мешать другим, боится неудовлетворительных оценок, убегает с уроков;

– хочет показаться сильным; здесь тоже не получается - вовремя не начал развиваться физически, другие оказываются сильнее;

– ищет себе друзей, среди которых он был бы лидером, это слабые в учебе, менее сильные физически; тут он может и покомандовать, подчинить себе других;

– если стать лидером не получилось, то он сам может оказаться под влиянием более сильных – а это улица; там формируется ближайшее окружение, социум;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Значение детского коллектива в воспитании нравственности дошкольника
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на дру­га и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совме­стно выполняемой деятельностью, общностью средств деятель­ности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в с ...

Краткий словарь основных экологических и химико-экологических понятий
Аддитивное действие факторов - действие факторов, при котором их общий эффект равен сумме эффектов всех факторов в отдельности. Алломоны - вещества, вырабатываемые организмами и участвующие в межвидовых взаимодействиях, приносящие пользу организму, который их вырабатывает. Сюда относятся различные ...

Роль художественной литературы в речевом развитии детей
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и вообр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru