Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие осложненного поведения подростков, его сущность, признаки и причины появления

Педагогика и воспитание » Изучение социально-педагогических технологий диагностики и коррекции осложненного поведения подростков » Понятие осложненного поведения подростков, его сущность, признаки и причины появления

Страница 2

Состав подростков с осложненным поведением далеко неоднороден, и причины этих трудностей неодинаковы. Осложненное поведение школьников обусловливается тремя основными факторами: а) педагогической запущенностью; б) социальной запущенностью; в) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется "трудный", "неисправимый" ребенок с поведенческими проблемами. В разряд "трудных" и "неисправимых" нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы. В основе педагогической запущенности лежат три ряда обусловливающих ее факторов: а) пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных понятий и отрицательного жизненного опыта; б) недостатки, отступления от нормы или дефекты в развитии черт и качеств личности; в) недостатки или отступления от нормы во взаимоотношениях личности с окружающими.

В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Ребенок становиться "трудным". Педагогическая запущенность может наблюдаться в любом возрасте ребенка, и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика педагогической запущенности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода педагогическая запущенность обусловливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.

Несмотря на неповторимо своеобразный, индивидуальный облик каждого подростка с осложненным поведением, в проявлениях педагогической запущенности детей наблюдается много общих черт, которые выступают как внешние признаки педагогической запущенности, то есть ее симптомы. Можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия "грудные дети".

Во-первых, для "трудных" подростков характерно отклоняющееся от нормы поведение. Во-вторых, у таких детей и подростков, наблюдаются нарушения поведения, которые затруднительно корректировать. В этой связи следует различать термины "трудные дети" и "педагогически запущенные дети". Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. В-третьих, "трудные дети" особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников определяются конфликтными отношениями в семье, просчетами воспитательной системы школы, изоляцией от товарищей в силу каких-то причин, социальной дезадаптацией вообще и стремлением утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Из-за ошибок, допускаемых в воспитании и перевоспитании педагогически запущенных учащихся, возникает еще и такое явление, как социальная запущенность. Речь идет о подростках, которые сопротивляются педагогическому воздействию, кроме того, у них не сформированы полезные умения и навыки, сужена сфера интересов. Все это усугубляется глубоким отчуждением от семьи и школы. Для социально запущенных подростков характерно бродяжничество, наркомания, пьянство и т.п.

Изучение школьников с осложненным поведением показывает, что их состав неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных, неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых вступают в конфликт с законом. Среди подростков существует несколько видов осложненного поведения, отличающегося от норм и требований общества. В зависимости от природы, характера и степени осложнения были выделены виды патогенной, психической и социальной дезадаптации детей и подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельност ...

Функциональная пропедевтика на уроках математики в VI классе
В 6 классе функциональная пропедевтика расширяется. По математике, рассматривая прямую и обратную пропорциональность, дают табличные записи этой функциональной зависимости, формулы у=кх, у=к/х;на уроках математики вводят буквенные обозначения, где под буквой подразумевается любое допустимое значени ...

Роль старшего педагога и заведующей в руководстве работой по развитию речи
Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. Заведующая непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка. Если в детском саду есть лицо, отвеч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru