Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Воспитание в малообеспеченной семье

Страница 1

Малообеспеченная семья является, как правило, вариантом нуклеарной семьи. Зачастую к малообеспеченным семьям относятся семьи с одним родителем, многодетные семьи, семьи, в которых либо ребенок, либо родитель – инвалиды. К специфическим чертам малообеспеченной семьи можно отнести невозможность матери выйти из сферы общественного труда и сосредоточить свое внимание на проблемах семьи и детей по экономическим причинам, независимо от желания самой женщины. Именно такие семьи растят сегодня основную часть нового поколения. Что же характерного вносит в воспитание детей фактор малообеспеченности семьи? Можно ли каким-то образом использовать специфические условия этой семьи и ее взаимоотношений с окружающим миром для получения позитивного воспитывающего эффекта?

Для начала коснемся некоторых мифов общественного сознания в сфере воспитания. Обыденным сознанием предполагается, что большая родительская любовь, материальный комфорт, отдельная комната для ребенка, постоянный надзор за ним – это всегда хорошо. А нехватка жилплощади, средств, времени для общения с ребенком, невозможность постоянного контроля за его учебой и поведением – это всегда плохо.

На самом деле то, что хорошо или плохо для самочувствия или самооценки взрослых, оказывается далеко не всегда таким же в плане формирования личности ребенка. Так материально и социально благоприятные условия могут оказаться причиной излишне затянувшегося состояния детства: задержки развития, формирования инфантильности. Правда, беззаветная любовь матери-одиночки, посвящающей себя целиком «служению» своему обездоленному ребенку, часто оборачивается его душевной черствостью и эгоизмом. И наоборот, самоутверждаясь через реально необходимую заботу о матери, ребенок может получить весьма ценный опыт эмпатии, ориентировки в состоянии другого человека. Он быстрее становится взрослым, самостоятельным; бытовые трудности становятся условием ускоренного и повышенного развития отдельных сторон личности ребенка.

Таким образом, в нашем сознании одновременно и независимо друг от друга существуют два полярных взгляда на условия успешного воспитания. Это можно объяснить только тем, что для воспитания имеют значение не столько условия воспитания, сколько наша оценка и педагогическая инструментовка, то есть применяемые методы воспитания, концепция воспитательного воздействия.

Важной проблемой являются взаимоотношения и взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением. В принципе государство, извлекающее женщину из семьи в качестве рабочей силы, должно обеспечивать семье компенсацию в воспитании ее детей через систему общественного воспитания. Происходящее сегодня свертывание системы дошкольных учреждений и перевод на частично или полностью платное содержание в них ударили, прежде всего, по малообеспеченной семье. Прежний баланс ее интересов и интересов государства теперь резко нарушен. Однако из этой ситуации (очень сложной для многих семей) выходят следующим образом: создаются различные альтернативные формы общественного воспитания, такие как межсемейные объединения, культурно-воспитательные коммуны, детские микросады и микроясли на дому.

Что касается взаимодействия малообеспеченной семьи со школой, здесь необходимо отметить, что невозможность постоянного родительского контроля над учебой и поведением ребенка далеко не однозначны в деле воспитания. Во-первых, сам факт постоянного внешнего родительского контроля работает против формирования у ребенка опыта самоуправления в учебной деятельности. Во-вторых, при всей привычности для учителей и родителей неуклонного семейного надзора за школьными успехами ребенка такие функции никак нельзя назвать педагогически разумными. Перепоручение школой своих прямых дидактических ролей родителям объективно снижает качество внутрисемейного общения, повышает напряженность в отношениях между родителями и детьми. В результате не так уж много выигрывая в успеваемости, семья существенно снижает при этом свои качества защитно-восстановительной психологической среды, так необходимой и для детей, и для взрослых.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Методы диагностики мотивационно – познавательного развития старших дошкольников
Цель диагностики – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольников. Методика изучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования по ...

Тематический план и программа раздела производственного обучения
Наименование разделов, тем, упражнений Количество часов при обучении на основе общего базового образования с одновременным получением общего среднего образования, без получения общего среднего образования и на основе общего среднего образования Уровень квалификации Право управления категориями коле ...

Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ
Проблему кризиса культуры можно решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостности личности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципа культуросообразности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией, создающей устойчивые культуросообразные норм ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru