Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Организация логопедической работы по формированию элементов описательной речи у дошкольников с ОНР

Педагогика и воспитание » Формирование элементов описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Организация логопедической работы по формированию элементов описательной речи у дошкольников с ОНР

Страница 1

Для успешного формирования описательной речи у детей с ОНР необходимо положить в основу логопедической работы четкую методологическую базу, исходя из разработанных теоретических вопросов, сформулировать задачи и руководствоваться при построении занятий общедидактическими и специальными принципами, что нами и было сделано.

Во-первых, мы при построении занятий мы руководствовались следующими задачами, которые выделяет В.П. Глухов, они ставятся перед каждым логопедом при проведении занятий по обучению рассказыванию:

1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;

3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания;

Общими особенностями построения этих занятий для детей с ОНР являются:

1. проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета – с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.);

2. специальный языковой разбор текстового материала;

3. включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.);

В свою очередь, В.П. Глухов обращает особое внимание на необходимость работы по овладению детьми навыков планирования связных развернутых высказываний. При этом целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Обучение на основе каждого текстового или картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях.

При подготовке к логопедическим занятиям, мы опирались на работы: В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, В.К. Воробьевой.

Содержание логопедической работы составлялось с опорой на общедидактические и специальные принципы.

Специфика реализации общедидактических принципов в процессе логопедической работы.

1.Принцип сознательности и активности реализовывался через подбор адекватных и интересных мотивационных приемов, использования эмоционального, четкого речевого оформления и логически обусловленной смены детской деятельности, с использованием ведущей, на данном возрастном этапе, деятельности – игры.

2.Принцип наглядности реализовывался на логопедических занятиях посредством использования картинок, графических изображений, муляжей, изучаемых объектов и предметов, позволяющих сформировать у дошкольников правильные представления о реальных предметах действительности.

3.Принцип воспитывающего характера обучения реализовывался в процессе логопедической работы над лексическими темами: овощи, фрукты, транспорт, время года «осень» и д.р., через развитие дисциплинированности, ответственности при изучении правил дорожного движения, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.

4.Принцип доступности реализовывался через выбор средств обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей учащихся, например, предъявление и выполнение определенного задания сначала с опорой на наглядную основу, а затем только на вербальном уровне.

5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Предусматривает учет индивидуально-психологических особенностей детей и состояния связной речи. С этой целью на основании данных логопедического обследования и последующих динамических наблюдений мы выделили 3 группы дошкольников. Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня сформированности описательной речи (степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятии и др.)

В дополнение этим основным принципам, при построении мы опирались также на принципы: системности; онтогенетический; активизации и взаимосвязи формирования высших психических функций; разнообразия и вариативности дидактического материала; деятельностного подхода; учета лексической темы.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Формирование чувства патриотизма и уважения к труду у детей с нарушением интеллекта
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в духовно-нравственном и социально-гражданском развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её ...

Учебный процесс
Обучение в университетах происходило в несколько циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет или так называемый «факультет свободных искусств», а в дальнейшем философский факультет, где проходило углубленное изучение «семи свободных ...

Комплекс приемов работы с видеофильмом для развития лексических умений аудирования и основные рекомендации по его использованию
На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку, и, учитывая то, что их использование на занятиях является эффективным средством развития умений аудирования, мы разработали комплекс приемов ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru