Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для успешного формирования описательной речи у детей с ОНР необходимо положить в основу логопедической работы четкую методологическую базу, исходя из разработанных теоретических вопросов, сформулировать задачи и руководствоваться при построении занятий общедидактическими и специальными принципами, что нами и было сделано.
Во-первых, мы при построении занятий мы руководствовались следующими задачами, которые выделяет В.П. Глухов, они ставятся перед каждым логопедом при проведении занятий по обучению рассказыванию:
1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;
3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания;
Общими особенностями построения этих занятий для детей с ОНР являются:
1. проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета – с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.);
2. специальный языковой разбор текстового материала;
3. включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (опорные вопросы, речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.);
В свою очередь, В.П. Глухов обращает особое внимание на необходимость работы по овладению детьми навыков планирования связных развернутых высказываний. При этом целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Обучение на основе каждого текстового или картинного материала рекомендуется проводить как минимум на двух учебных занятиях.
При подготовке к логопедическим занятиям, мы опирались на работы: В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, Н.В. Нищевой, В.К. Воробьевой.
Содержание логопедической работы составлялось с опорой на общедидактические и специальные принципы.
Специфика реализации общедидактических принципов в процессе логопедической работы.
1.Принцип сознательности и активности реализовывался через подбор адекватных и интересных мотивационных приемов, использования эмоционального, четкого речевого оформления и логически обусловленной смены детской деятельности, с использованием ведущей, на данном возрастном этапе, деятельности – игры.
2.Принцип наглядности реализовывался на логопедических занятиях посредством использования картинок, графических изображений, муляжей, изучаемых объектов и предметов, позволяющих сформировать у дошкольников правильные представления о реальных предметах действительности.
3.Принцип воспитывающего характера обучения реализовывался в процессе логопедической работы над лексическими темами: овощи, фрукты, транспорт, время года «осень» и д.р., через развитие дисциплинированности, ответственности при изучении правил дорожного движения, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.
4.Принцип доступности реализовывался через выбор средств обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей учащихся, например, предъявление и выполнение определенного задания сначала с опорой на наглядную основу, а затем только на вербальном уровне.
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Предусматривает учет индивидуально-психологических особенностей детей и состояния связной речи. С этой целью на основании данных логопедического обследования и последующих динамических наблюдений мы выделили 3 группы дошкольников. Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня сформированности описательной речи (степень оказываемой помощи, использование наглядных опор, очередность участия в составлении рассказов на занятии и др.)
В дополнение этим основным принципам, при построении мы опирались также на принципы: системности; онтогенетический; активизации и взаимосвязи формирования высших психических функций; разнообразия и вариативности дидактического материала; деятельностного подхода; учета лексической темы.
Это интересно:
Основные направления коррекционно-педагогической работы с
учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР: Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обу ...
Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности",
"учебная деятельность"
В широком смысле под деятельностью понимается многообразие занятий человека, всё то, что он делает. В словаре русского языка С.И. Ожегова деятельность определяется как 1) занятие, труд (научный, педагогический); 2) работа каких-нибудь органов, а также сил природы. С точки зрения философии, деятельн ...
Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного
возраста
Грамматика-это наука о строении языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» объединившую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического стоя языка и разными его уровнями. Морфология изучает грамматические сво ...