Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Познавательная активность: понятие и содержание

Страница 2

Развитие продуктивной познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Здесь широко применяется метод стимулирования познавательной деятельности, общение, межличностное взаимодействие, игры.

Продуктивный тип познавательной активности предполагает у обучающегося:

активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;

наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;

характер и направленность вопросов к преподавателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;

желание изучать более глубоко новый материал, выполняя дополнительные задания, такие как рефераты, доклады;

стремление участвовать в научной деятельности;

Познавательная активность возникает не на пустом месте, а опирается на определенную базу. У обучающегося должны быть хорошо развиты такие психические процессы, как память, внимание, воображение, он должен обладать достаточной настойчивостью в преодолении познавательных трудностей. В предлагаемом для изучения материале обучающийся должен уметь выделять главное, уметь аргументировано доказывать и грамотно излагать свои мысли. Еще одним условие является умение и желание помогать товарищам по учебе, уметь объяснять материал.

При этом обучающийся достаточно хорошо владеет приемами познавательной деятельности, имеет навык самостоятельного изучения научного материала, и как результат, обладает достаточно высоким качеством знаний.

Матюшкин А.М. считает, что в продуктивной познавательной активности существуют уровни, которые выражаются следующим образом:

как активность внимания, которая вызывается новизной стимула (объекта изучения) и разворачивается в ориентировочно-исследовательскую деятельность;

как исследовательская познавательная активность, которая возникает при наличии проблемной ситуации в условиях обучения;

как личностная активность, возникающая как интеллектуальная инициатива, самореализация личности.

Кроме типов познавательной активности Щукина Г.И. и Шамова Т.И. выделяют уровни познавательной активности. Щукина называет эти уровни репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Шамова различает уровни: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

Воспроизводящий уровень. Обладая этим уровнем познавательной активности, обучающийся стремиться понять, запомнить и воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На этом уровне отсутствуют устойчивые волевые усилия обучающегося, интерес к углублению знаний, вопросы поискового характера.

Интерпретирующий уровень. На этом уровне у обучающегося присутствует желание не просто запомнить, а добраться до смысла изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Здесь присутствуют устойчивость волевых усилий, стремление довести дело до конца, умение не пасовать перед трудностями, способность найти пути решения задачи.

Творческий уровень. Этот уровень предполагает готовность обучающегося к такому осмыслению материала, при котором становятся понятны связи между предметами и явлениями, при котором становится возможным самостоятельно найти решение интеллектуальной задачи, причем не стандартным, а новым способом. На этом уровне у обучающегося присутствуют высокое проявление волевых качеств, упорство, настойчивость в достижении цели, стойкий познавательный интерес.

Наряду с уровнями познавательной активности Шамова Т.И. выделяет познавательные действия:

Первый тип действий подводит обучающихся к осознанию того, что они обладают недостаточным количеством знаний для решения поставленной задачи. Сюда можно отнести проведение опытов, требующих объяснения полученного результата, анализ и сопоставление фактов и явлений, выдвижение гипотез, требующих обоснования и доказательств.

Второй тип действий создает базу для возможности дальнейших теоретических обобщений через накопление новых фактов, новых знаний.

Третий тип действий основан на сравнении фактов, выдвижении новых предположений и обобщений.

Четвертый тип действий должен приводить к поиску новых случаев проявления изучаемого явления, к объяснению противоречивых фактов и использованию новых знаний в новых ситуациях.

Несомненно, что развитие познавательной активности напрямую зависит от мастерства и опыта педагога, от его творческой позиции в организации процесса обучения. Пользуясь традиционными методами обучения педагог, конечно, не сможет способствовать развитию познавательной активности обучающегося. Используя на уроках и занятиях лекционные и демонстрационные методы, объяснительные и иллюстрационные приемы, педагог не может подвигнуть обучающихся к глубоким размышлениям над изучаемым предметом. На занятиях такого плана изначально перед обучающимися ставится задача простого понимания и запоминания информации.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Мотивации получения высшего образования среди студентов и учащихся
Для выявления мотивации получения высшего образования мною было проведено социологическое исследование. В качестве респондентов мной было взято 100 человек, проживающих в г. Екатеринбурге: 20 - родителей учащихся 11-х классов (100%), 30 - студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%) ...

Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы
Все более широкое использование средств массовой информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед педагогами, так и перед школьниками. Телевидение превратило зрителя в соучастника живого действия и уподобило общение с экрана общению с людьми. Выполняя самые многообразны ...

Виды упражнений с многозначными словами на уроках русского языка в начальной школе
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Учителя, обучая учащихся русскому ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru