Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Познавательная активность: понятие и содержание

Страница 2

Развитие продуктивной познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Здесь широко применяется метод стимулирования познавательной деятельности, общение, межличностное взаимодействие, игры.

Продуктивный тип познавательной активности предполагает у обучающегося:

активность при обсуждении на занятиях изучаемой проблемы;

наличие самостоятельности в суждениях по изучаемому материалу;

характер и направленность вопросов к преподавателю, которые свидетельствуют о заинтересованности в изучении данной темы;

желание изучать более глубоко новый материал, выполняя дополнительные задания, такие как рефераты, доклады;

стремление участвовать в научной деятельности;

Познавательная активность возникает не на пустом месте, а опирается на определенную базу. У обучающегося должны быть хорошо развиты такие психические процессы, как память, внимание, воображение, он должен обладать достаточной настойчивостью в преодолении познавательных трудностей. В предлагаемом для изучения материале обучающийся должен уметь выделять главное, уметь аргументировано доказывать и грамотно излагать свои мысли. Еще одним условие является умение и желание помогать товарищам по учебе, уметь объяснять материал.

При этом обучающийся достаточно хорошо владеет приемами познавательной деятельности, имеет навык самостоятельного изучения научного материала, и как результат, обладает достаточно высоким качеством знаний.

Матюшкин А.М. считает, что в продуктивной познавательной активности существуют уровни, которые выражаются следующим образом:

как активность внимания, которая вызывается новизной стимула (объекта изучения) и разворачивается в ориентировочно-исследовательскую деятельность;

как исследовательская познавательная активность, которая возникает при наличии проблемной ситуации в условиях обучения;

как личностная активность, возникающая как интеллектуальная инициатива, самореализация личности.

Кроме типов познавательной активности Щукина Г.И. и Шамова Т.И. выделяют уровни познавательной активности. Щукина называет эти уровни репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный и творческий. Шамова различает уровни: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

Воспроизводящий уровень. Обладая этим уровнем познавательной активности, обучающийся стремиться понять, запомнить и воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На этом уровне отсутствуют устойчивые волевые усилия обучающегося, интерес к углублению знаний, вопросы поискового характера.

Интерпретирующий уровень. На этом уровне у обучающегося присутствует желание не просто запомнить, а добраться до смысла изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Здесь присутствуют устойчивость волевых усилий, стремление довести дело до конца, умение не пасовать перед трудностями, способность найти пути решения задачи.

Творческий уровень. Этот уровень предполагает готовность обучающегося к такому осмыслению материала, при котором становятся понятны связи между предметами и явлениями, при котором становится возможным самостоятельно найти решение интеллектуальной задачи, причем не стандартным, а новым способом. На этом уровне у обучающегося присутствуют высокое проявление волевых качеств, упорство, настойчивость в достижении цели, стойкий познавательный интерес.

Наряду с уровнями познавательной активности Шамова Т.И. выделяет познавательные действия:

Первый тип действий подводит обучающихся к осознанию того, что они обладают недостаточным количеством знаний для решения поставленной задачи. Сюда можно отнести проведение опытов, требующих объяснения полученного результата, анализ и сопоставление фактов и явлений, выдвижение гипотез, требующих обоснования и доказательств.

Второй тип действий создает базу для возможности дальнейших теоретических обобщений через накопление новых фактов, новых знаний.

Третий тип действий основан на сравнении фактов, выдвижении новых предположений и обобщений.

Четвертый тип действий должен приводить к поиску новых случаев проявления изучаемого явления, к объяснению противоречивых фактов и использованию новых знаний в новых ситуациях.

Несомненно, что развитие познавательной активности напрямую зависит от мастерства и опыта педагога, от его творческой позиции в организации процесса обучения. Пользуясь традиционными методами обучения педагог, конечно, не сможет способствовать развитию познавательной активности обучающегося. Используя на уроках и занятиях лекционные и демонстрационные методы, объяснительные и иллюстрационные приемы, педагог не может подвигнуть обучающихся к глубоким размышлениям над изучаемым предметом. На занятиях такого плана изначально перед обучающимися ставится задача простого понимания и запоминания информации.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Особенности развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий ...

Методические условия организации работы учителя начальных классов в использовании моделей при обучении первоклассников чтению и письму
Метод моделирования осуществляется через использование моделей. В. А. Штофф дает такое определение этому понятию: "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ...

Лингвистические основы изучения несклоняемых существительных
Правильное определение рода существительных позволяет избежать ошибок в их согласовании с глаголами в форме прошедшего времени (кофе остыл или остыло) и прилагательными (кофе вкусный или вкусное). Поскольку чаще всего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим зна ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru