Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Те или иные составляющие «взрослых» компетенций формируются у ученика в период обучения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Пример: ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Содержание понятия «образовательные компетенции» представляет собой совокупность структурных компонентов компетенции:
— название компетенции; — тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, предметная компетенция); — круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция; — социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме); — смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным); — знания о данном круге реальных объектов; — умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов; — способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов; — минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения); — индикаторы — примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).
В содержании образования можно выделять метапредметный (для всех предметов), межпредметный (для цикла предметов или образовательных областей) и предметный (для каждого учебного предмета) компоненты.
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие.
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, созидательную направленность, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности. Это современный образ общечеловеческой и национальной культуры; духовные, нравственные, этические основы жизни человека, отдельных народов, человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мировоззрение; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени).
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность способностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Это интересно:
История развития начального и среднего образования
В период средневековья из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, ...
Психолого-педагогические аспекты воспитания культуры поведения
детей старшего дошкольного возраста
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...
Методика поэтапной коррекционной работы по преодолению нарушения свистящего
сигматизма
Процесс исправления произношения каждого дефектного звука традиционно делится на четыре этапа: 1 этап: подготовительный; 2 этап: постановка звука; 3 этап: автоматизация звука; 4 этап: дифференциация звуков. Эта методика была предложена Т.А. Ткаченко. Все этапы работы разделены на ступени и выстроен ...