Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Средства развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика и воспитание » Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Средства развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.

Проблема развития памяти у детей с нарушением речи решается не только на теоретическом уровне. Многие воспитатели накопили интересный опыт по развитию памяти у детей с нарушением речи. Обращаясь к опыту учителей - дефектологов и логопедов мы ставили перед собой задачи:

выяснить какие подходы, принципы реализуют педагоги;

каким формам, методам и приемам отдают предпочтение.

Под руководством доцента кафедры логопедии, кандидата педагогических наук Ю. О. Филатовой в Московском педагогическом государственном университете разработаны основные направления комплексной психолого-педагогической коррекции детей с общим недоразвитием речи. Развитие внимания. Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания в зрительной и слухоречевой сферах должно быть нацелено на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться на чувственном восприятии стимулов слухового, визуального и слухоречевого характера. Развитие памяти. Развитие памяти в двигательной, зрительной и слухоречевой сферах должно включать развитие произвольного, кратковременного и долговременного запоминания, связанного, главным образом, с последовательностью воспроизведения предъявляемых стимулов. Развитие двигательной памяти направлено на совершенствование качеств движений, повышение четкости и координированности осуществления двигательных актов: развития и осознавания кинестетических ощущений. Особое значение имеет последовательность предъявления стимулов и последовательность реализации речевых задач. Существует необходимость разработки комплекса упражнений, направленных на развитие двигательной памяти в общей, тонкой и артикуляционной моторике в соответствии с принципом об уровневой организации движений. Развитие зрительной памяти. В целом ряде руководств указывается необходимость поэтапной работы, связанной с развитием зрительной памяти. На первом этапе работа направлена на развитие произвольного кратковременного и долговременного запоминания с использованием различных мнемотехник на материале реальных предметов и их изображений. На втором этапе закрепляются полученные навыки зрительного запоминания на материале сложных по слоговой структуре слов и словосочетаний. На третьем этапе происходит развитие зрительной памяти, включающее зрительное запоминание предложений, коротких прозаических текстов и предложений.

Развитие слухоречевой памяти осуществляется также поэтапно. На первом этапе дети обучаются произвольному запоминанию с помощью различных мнемотехник на материале букв, слогов. На втором этапе закрепляются полученные навыки произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов с абстрактным значением. На третьем этапе происходит обучение самостоятельному выбору мнемотехник для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.

Основное условие - на любое речевое высказывание необходимо реагировать, и реакция должна быть только положительной. Впоследствии, когда к речи будут предъявляться более высокие требования, поощрение ребенка будет связано с его старанием, усвоением чего-то нового, а не с тем, что уже усвоено.

Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Приведем некоторые игры и упражнения, развивающие познавательные процессы, а также различные вспомогательные средства, приемы и способы запоминания и припоминания.

Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Структурные этапы ролевой игры
У исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа: 1) подготовительный этап, в рам ...

Влияние традиционного урока на качество знаний
Структура урока и формы организации учебной работы на уроке имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Каждый традиционный урок имеет свою структуру. Под структурой урока сл ...

Синдром гиперактивности с нарушением внимания. Основные проявления и причины возникновения
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru