Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Средства развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика и воспитание » Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Средства развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

Внимание и память - процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.

Проблема развития памяти у детей с нарушением речи решается не только на теоретическом уровне. Многие воспитатели накопили интересный опыт по развитию памяти у детей с нарушением речи. Обращаясь к опыту учителей - дефектологов и логопедов мы ставили перед собой задачи:

выяснить какие подходы, принципы реализуют педагоги;

каким формам, методам и приемам отдают предпочтение.

Под руководством доцента кафедры логопедии, кандидата педагогических наук Ю. О. Филатовой в Московском педагогическом государственном университете разработаны основные направления комплексной психолого-педагогической коррекции детей с общим недоразвитием речи. Развитие внимания. Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания в зрительной и слухоречевой сферах должно быть нацелено на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться на чувственном восприятии стимулов слухового, визуального и слухоречевого характера. Развитие памяти. Развитие памяти в двигательной, зрительной и слухоречевой сферах должно включать развитие произвольного, кратковременного и долговременного запоминания, связанного, главным образом, с последовательностью воспроизведения предъявляемых стимулов. Развитие двигательной памяти направлено на совершенствование качеств движений, повышение четкости и координированности осуществления двигательных актов: развития и осознавания кинестетических ощущений. Особое значение имеет последовательность предъявления стимулов и последовательность реализации речевых задач. Существует необходимость разработки комплекса упражнений, направленных на развитие двигательной памяти в общей, тонкой и артикуляционной моторике в соответствии с принципом об уровневой организации движений. Развитие зрительной памяти. В целом ряде руководств указывается необходимость поэтапной работы, связанной с развитием зрительной памяти. На первом этапе работа направлена на развитие произвольного кратковременного и долговременного запоминания с использованием различных мнемотехник на материале реальных предметов и их изображений. На втором этапе закрепляются полученные навыки зрительного запоминания на материале сложных по слоговой структуре слов и словосочетаний. На третьем этапе происходит развитие зрительной памяти, включающее зрительное запоминание предложений, коротких прозаических текстов и предложений.

Развитие слухоречевой памяти осуществляется также поэтапно. На первом этапе дети обучаются произвольному запоминанию с помощью различных мнемотехник на материале букв, слогов. На втором этапе закрепляются полученные навыки произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов с абстрактным значением. На третьем этапе происходит обучение самостоятельному выбору мнемотехник для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.

Основное условие - на любое речевое высказывание необходимо реагировать, и реакция должна быть только положительной. Впоследствии, когда к речи будут предъявляться более высокие требования, поощрение ребенка будет связано с его старанием, усвоением чего-то нового, а не с тем, что уже усвоено.

Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Приведем некоторые игры и упражнения, развивающие познавательные процессы, а также различные вспомогательные средства, приемы и способы запоминания и припоминания.

Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Общая характеристика средств обучения истории, их классификация
Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся: учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения); методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборни ...

Реализация принципа проектирования познавательной среды в системе дополнительного образования в условиях модернизации деятельности
Необходимость модернизации системы дополнительного образования, которая cтала осознаваться педагогическим сообществом с середины 90-х годов, обусловлена комплексом социальных и педагогических факторов. К ряду социальных факторов относятся: диверсификация образования - возникновение образовательных ...

Формирование ценностно-ориентированной компетенции учащихся с целью воспитания поликультурной личности
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель – жить лучше, чтобы будущее наших де ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru