Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формы организации методической работы в школе

Педагогика и воспитание » Организации методической работы в школе » Формы организации методической работы в школе

Страница 4

Ролевая игра (по существу игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического Центра и т.д.

Руководить игрой должен либо ученый-куратор, либо заместитель директора по опытно-экспериментальной, исследовательской работе, либо председатель методобъединения и т.д.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:

– руководитель сообщает тему игры;

– дается инструктаж о ходе игры;

– фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;

– руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;

– подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.

Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса.

И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Игры-имитации. Эта форма занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр требует творческого подхода от ведущего (им может быть куратор-ученый кафедры, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе или высококвалифицированный учитель).

Грамотно подготовленная игра-имитация (участвовать могут 2–3 методобъединения или кафедры) предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.

Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.

В процессе игровой ситуации учителя пытаются имитировать виды, приемы, формы работы учителей-профессионалов, а иногда лишь один фрагмент урока.

Так, молодой учитель-словесник школы №741 ВОУ МКО С.М. Фирсова, работающая в 5 классе, участвовала в ролевой игре на тему «Современные эффективные приемы, виды, формы работы с учащимися на уроках интегрированного курса словесности». В этом процессе она сымитировала фрагмент урока Е.Д. Савиной, профессионала с большим опытом, используя ее приемы работы с синонимами и антонимами. Естественно, основная задача – работа над обогащением словаря учащихся – не была выполнена «гладко».

Почерк работы другого учителя не всегда удается успешно сымитировать.

Это трудная, но разрешимая задача, которую можно реализовать в результате многократных тренировочных упражнений.

Учителям труднее исполнять роли учащихся, а не роли других членов педколлектива. Иной раз учащиеся более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги.

Этот факт свидетельствует о необходимости участия учителей в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с учащимися на уроках.

Следует отметить, что игровая модель учебного процесса строится на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры.

Урок-панорама на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения или кафедры. Механизм проведения этой формы методической работы таков:

– участники работают в группах (по 2–3 человека) или индивидуально;

– учителя сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;

– участники получают из школьной библиотеки учебники и учебные программы;

– каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий учитель) составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;

– игроки защищают свои варианты разработок уроков (защита проводится в присутствии всех участников);

– участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;

– в роли арбитра выступает куратор-ученый, либо председатель методобъединения, либо заведующий кафедрой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru