Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Педагогика и воспитание » Уроки-экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников » Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 3

материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты;

учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте;

важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей;

8) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Педагогами выделены следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения материала на экскурсии, максимальное использование принципа наглядности, отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний, четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове, воздействие на мышление и чувства.

Экскурсия имеет четкую структуру, представляющую собой обязательную работу на трех этапах:

1. Подготовительный этап, предполагающий работу по направлениям: 1) подготовка учителя: а) составление календарного плана экскурсионно-краеведческой работы на год с учетом своеобразия местных условий (акцент на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ, установление между ними преемственности и взаимосвязи); б) определение темы, цели, конкретных задач предстоящей экскурсии; ориентировочный (заочный) выбор места проведения и конкретных объектов в соответствии с содержанием программы, разработка маршрута; в) при предварительном выходе на местность - прохождение маршрута, фиксирование основных объектов наблюдения (наиболее удачных для такого рода работы позиций и мест) и ориентировочных остановок «станций», оборудование последних, введение ограничительных знаков (обозначение направления маршрута, запрет шума и т.д.), проверка длительности экскурсии в реальных условиях, предположение возможного материала для сбора (осенние листья, упавшие ветви, образцы почвы, снега); г) проектирование содержания экскурсии в целом, определение и формулирование учителем итоговых выводов, к которым должны прийти школьники после ее проведения; д) сбор и проверка необходимого оборудования (снаряжение, реквизита). Проведение экскурсии с детьми в любое сообщество требует обязательного наличия походной аптечки; е) подбор необходимого дидактического материала: загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; ж) подготовка помощников в проведении экскурсии (родители, воспитатели и иные взрослые, наставники-шефы из старшеклассников); 2) подготовка учащихся: а) предварительное ознакомление с правилами поведения на природе, на улицах города, в общественных учреждениях, по желанию - с системой условных знаков (соблюдай тишину, собирай материал по указанию учителя, не трогай птенцов, не сбивай грибы, не пробуй находки на вкус и т.д.); б) накануне экскурсии - постановка педагогом цели работы, озвучивание ее темы, места проведения, приблизительного маршрута (для родителей время возвращения), соответствующей амуниции, необходимого минимума оборудования для каждого (блокнот, простые и цветные карандаши, ластик, компас, пакеты для сбора материалов и образцов).

2. Основной этап: непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на местности; выход класса к месту наблюдения (данный этап, как и обратный путь, предполагает периодические остановки и по возможности проведение игр с целью накопления впечатлений и проверки наблюдательности); структура экскурсии: а) предварительное ориентирование на местности: определение времени и места, сезона, характеристика ландшафта; б)повторное озвучивание темы экскурсии, ее конкретизация, уточнение задач, определение основных заданий; в) стадия фронтального наблюдения, нацеленная на создание условий для целостного восприятия объекта (явления), создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к его исследованию; г) стадия групповых наблюдений и анализа природных объектов и явлений, развертываемая как самостоятельная работа: класс предварительно делится на гетерогенные группы (по 3-4 человека), в каждой из которых назначается командир; беседа (указание на предмет, постановка промежуточных целей, плана деятельности); каждая команда получает одно и то же задание; традиционно рекомендуется использование алгоритмов работы в виде инструктивных карт; д) индивидуальная работа: в ходе экскурсии необходимо предоставлять детям возможность провести самостоятельное наблюдение, зарисовку, сочинение, запись и т.д.; е) фаза игры: после проведения групповой и индивидуальной работы и подведения итогов необходимо предоставить детям возможность расслабиться, для чего используются разнообразные дидактические игры социальной или природоведческой (в зависимости от типа экскурсии) направленности на безопасном участке; ж) подведение итогов: выявление эмоционального состояния детей; припоминание цели, оценка результатов ее достижения; уяснение запоминающихся, отличительных моментов; 4) путь до школы (после экскурсии задание на дом необязательно, либо оно должно носить творческий характер);

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Изменение веса тела на протяжении физического развития школьников
Рис. 2. Величина веса тела и её производные. А – возрастные кривые веса. Б – интенсивность изменения веса. При оценке физического развития детей вес тела является одним из основных показателей, характеризующих динамику массы тела. В отличии от длины тела и окружности грудной клетки вес является вес ...

Анализ и описание достигнутых результатов
Для закрепления грамматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений, а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено путем ...

Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях - фронтальная при об ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru