Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Педагогика и воспитание » Уроки-экскурсии по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников » Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 3

материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты;

учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте;

важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей;

8) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Педагогами выделены следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения материала на экскурсии, максимальное использование принципа наглядности, отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний, четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове, воздействие на мышление и чувства.

Экскурсия имеет четкую структуру, представляющую собой обязательную работу на трех этапах:

1. Подготовительный этап, предполагающий работу по направлениям: 1) подготовка учителя: а) составление календарного плана экскурсионно-краеведческой работы на год с учетом своеобразия местных условий (акцент на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ, установление между ними преемственности и взаимосвязи); б) определение темы, цели, конкретных задач предстоящей экскурсии; ориентировочный (заочный) выбор места проведения и конкретных объектов в соответствии с содержанием программы, разработка маршрута; в) при предварительном выходе на местность - прохождение маршрута, фиксирование основных объектов наблюдения (наиболее удачных для такого рода работы позиций и мест) и ориентировочных остановок «станций», оборудование последних, введение ограничительных знаков (обозначение направления маршрута, запрет шума и т.д.), проверка длительности экскурсии в реальных условиях, предположение возможного материала для сбора (осенние листья, упавшие ветви, образцы почвы, снега); г) проектирование содержания экскурсии в целом, определение и формулирование учителем итоговых выводов, к которым должны прийти школьники после ее проведения; д) сбор и проверка необходимого оборудования (снаряжение, реквизита). Проведение экскурсии с детьми в любое сообщество требует обязательного наличия походной аптечки; е) подбор необходимого дидактического материала: загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; ж) подготовка помощников в проведении экскурсии (родители, воспитатели и иные взрослые, наставники-шефы из старшеклассников); 2) подготовка учащихся: а) предварительное ознакомление с правилами поведения на природе, на улицах города, в общественных учреждениях, по желанию - с системой условных знаков (соблюдай тишину, собирай материал по указанию учителя, не трогай птенцов, не сбивай грибы, не пробуй находки на вкус и т.д.); б) накануне экскурсии - постановка педагогом цели работы, озвучивание ее темы, места проведения, приблизительного маршрута (для родителей время возвращения), соответствующей амуниции, необходимого минимума оборудования для каждого (блокнот, простые и цветные карандаши, ластик, компас, пакеты для сбора материалов и образцов).

2. Основной этап: непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на местности; выход класса к месту наблюдения (данный этап, как и обратный путь, предполагает периодические остановки и по возможности проведение игр с целью накопления впечатлений и проверки наблюдательности); структура экскурсии: а) предварительное ориентирование на местности: определение времени и места, сезона, характеристика ландшафта; б)повторное озвучивание темы экскурсии, ее конкретизация, уточнение задач, определение основных заданий; в) стадия фронтального наблюдения, нацеленная на создание условий для целостного восприятия объекта (явления), создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к его исследованию; г) стадия групповых наблюдений и анализа природных объектов и явлений, развертываемая как самостоятельная работа: класс предварительно делится на гетерогенные группы (по 3-4 человека), в каждой из которых назначается командир; беседа (указание на предмет, постановка промежуточных целей, плана деятельности); каждая команда получает одно и то же задание; традиционно рекомендуется использование алгоритмов работы в виде инструктивных карт; д) индивидуальная работа: в ходе экскурсии необходимо предоставлять детям возможность провести самостоятельное наблюдение, зарисовку, сочинение, запись и т.д.; е) фаза игры: после проведения групповой и индивидуальной работы и подведения итогов необходимо предоставить детям возможность расслабиться, для чего используются разнообразные дидактические игры социальной или природоведческой (в зависимости от типа экскурсии) направленности на безопасном участке; ж) подведение итогов: выявление эмоционального состояния детей; припоминание цели, оценка результатов ее достижения; уяснение запоминающихся, отличительных моментов; 4) путь до школы (после экскурсии задание на дом необязательно, либо оно должно носить творческий характер);

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru