Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
12) по постоянству обустройства маршрута: экскурсия по экологической тропе, «спонтанно организованная» (первозданная природа, без какого-либо оснащения на местности и жестко фиксированных остановок);
13) по характеру проведения: очные (непосредственные) и заочные (в мир библиотечных книг о природе);
14) по тематической направленности: локальные (в природное сообщество), объектные, сезонные, систематические («Многообразие животных»), биологические («Растительноядные и хищники леса»), экологические («Влияние человека на природу»).
В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям:
1. По отношению к учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курса); урочному времени: учебные и внеклассные (экскурсии-походы, экспедиции, игры-экспедиции).
2. По содержанию: тематические (одно / многотемные), комплексные (обзорные).
3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах (образовательное путешествие).
По длительности: от нескольких минут до нескольких дней.
По месту экскурсий в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью вызвать у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения); сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части м предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску ранее обозначенных в классе явлений).
6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие.
По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк).
По методам проведения: иллюстративные, исследовательские.
При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между двумя такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов: важнейшее предназначение второй - релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обусловливает использование ими различных видов работы (1 - исследовательско-поисковая деятельность, 2 -игровая),
Существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий:
1) темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов;
2) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков;
наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении;
ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать;
Это интересно:
Принцип светскости государства в образовании
Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах. Характер о ...
Системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы
Система организации работы над диссертацией должна обеспечить системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы диссертации. Системный подход ориентирует диссертанта на раскрытие целостности объекта исследования, не вырывая его из контекста самого научного явления. Комплексный подход пре ...
Функции и педагогические возможности игры
Игра – явление сложное и многогранное. Анализируя источники, мы выделили несколько важных ее функций: - социокультурная функция может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ему выступать в качестве полноправного члена д ...