Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка и вследствие тех изменений, которые происходят на втором этапе его полового развития. Они начинаются приблизительно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте процесс этот заявляет о себе в полный голос: организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в ходе физиологического созревания организма влекут за собой кардинальные перемены и в психологической сфере личности. Учитель становится свидетелем того, как начинается процесс разрушения психологического барьера между полами, резко меняется отношения мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, как впервые мальчики занимают позицию "мужчины", как зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру. Эта особенность должна учитываться на уроках пения, музыки. В программу следует включать произведения, связанные с внутренними переживаниями человека.
К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создаётся богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания подростка. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно труда для восприятия: музыка классическая, музыка духовная.
Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т.А.Мерцалова).
Период обучения в пятом - седьмом классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музыки показывает, что подростки на них часто не получают достаточного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Одной из главных причин этого является то обстоятельство, что учитель музыки малокомпетентен в вопросах работы с учащимися подросткового возраста и проводит уроки в среднем звене школы формами и методами, существенно не отличающимися от методики музыкального воспитания младших школьников.
Методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу подростков. Все большее значение приобретает создание проблемных ситуаций, творческие задания, становится возможным проведение уроков-диспутов, уроков-турниров. Семиклассники с удовольствием включаются в совместный с учителем поиск пластического выражения музыкального образа, озвучивают стихи и картины, пишут музыкальные рассказы и сочинения о музыке. Актуальной является многоплановая работа на уроке и дома с дневниками музыкальных впечатлений, которая помогает организовать восприятие музыки, ее запоминание, систематизировать процесс решения основных содержательных проблем года с помощью опорных таблиц и схем.
Учителю важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность ребят должна быть основана на выразительном «осмысленном интонировании и вне его, вне оперирования конкретными музыкально-слуховыми представлениями осуществляться не может. Поэтому огромное значение имеет постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача имеет тем более важное значение, что без свободного оперирования разнообразными стилевыми и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык — язык полистилистики с огромной духовной и художественной емкостью его значений.
Это интересно:
Основные формы организации внеклассной работы
Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпи ...
Конспект внеклассного урока на тему: «Знакомство с методами отказа от
курения»
Занятие проводится в течение 45 минут в помещении класса. Для проведения мероприятия нужны доска и мел. В занятии принимает участие весь класс. Для участия в работе всего класса нужно провести определённую эмоциональную настройку, снять напряжённость и устранить недоверие. Лучше всего, если школьни ...
Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...