Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Педагогика и воспитание » Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников » Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Страница 2

Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка и вследствие тех изменений, которые происходят на втором этапе его полового развития. Они начинаются приблизительно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте процесс этот заявляет о себе в полный голос: организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в ходе физиологического созревания организма влекут за собой кардинальные перемены и в психологической сфере личности. Учитель становится свидетелем того, как начинается процесс разрушения психологического барьера между полами, резко меняется отношения мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, как впервые мальчики занимают позицию "мужчины", как зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру. Эта особенность должна учитываться на уроках пения, музыки. В программу следует включать произведения, связанные с внутренними переживаниями человека.

К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создаётся богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания подростка. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно труда для восприятия: музыка классическая, музыка духовная.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т.А.Мерцалова).

Период обучения в пятом - седьмом классе занимает в процессе музыкального раз­вития школьника особое по важности место. Именно в это вре­мя закладываются основы мировоззрения, формируются вку­сы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музы­ки показывает, что подростки на них часто не получают доста­точного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Одной из главных причин этого является то обстоятельство, что учитель музыки малокомпетентен в вопросах работы с учащи­мися подросткового возраста и проводит уроки в среднем звене школы формами и методами, существенно не отличающимися от методики музыкального воспитания младших школьников.

Методы музыкальной работы должны максимально сти­мулировать интерес, самостоятельность и творческую ини­циативу подростков. Все большее значение приобретает со­здание проблемных ситуаций, творческие задания, становит­ся возможным проведение уроков-диспутов, уроков-турниров. Семиклассники с удовольствием включаются в совместный с учителем поиск пластического выражения музыкального образа, озвучивают стихи и картины, пишут музыкальные рассказы и сочинения о музыке. Актуальной является много­плановая работа на уроке и дома с дневниками музыкальных впечатлений, которая помогает организовать восприятие му­зыки, ее запоминание, систематизировать процесс решения основных содержательных проблем года с помощью опор­ных таблиц и схем.

Учителю важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность ребят должна быть основана на выразительном «осмысленном интонировании и вне его, вне оперирования конкретными музыкально-слуховыми представлениями осу­ществляться не может. Поэтому огромное значение имеет постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача имеет тем более важное значение, что без свободного оперирования разнообразными стилевыми и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык — язык полистилистики с огромной духовной и художественной ем­костью его значений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru