Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе.
Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного) гуманистического начала в воспитании. Период обучения в 5-7 классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы.
Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.
Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением. В то же время известно, что уроки музыки чаще всего планируются в расписании последними, так как считаются более лёгкими, нежели занятия "основными" предметами. Каким же образом проводить урок, чтобы хоть в минимальной мере нейтрализовать отрицательные явления возраста и активизировать процесс музыкального обучения?
Проявляя постоянный интерес к новым песням и прослушиваемым произведениям, младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, чему может быть лишь одно объяснение: стандарты поведения менее утомительны. Очень велико у младших подростков желание отмежеваться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке взрослого подчеркнуть, что они ещё дети, хотя многие из них продолжают играть в "кошки-мышки" и в "расшибалочку". Эта особенность заставляет нас подчёркнуто внимательно относиться к выбору певческого репертуара, в том числе и к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.
Переходя к возрастным особенностям старшего подростка, отметим, что по данным современной психофизиологии это возраст от двенадцати до пятнадцати лет, то есть время учения в шестых - восьмых классах. Наблюдения физиологов показывают, что своеобразие организма подростка старшего возраста заключается в определённом выравнивании развития сердца и сосудов, приводящем к окончанию периода, когда возрастным изменениям сопутствует малокровие мозга. Отсюда необходимость замены щадящего режима труда и отдыха энергичной разрядкой. Старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в поступках - характерная черта старших подростков, так же, как атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая из них приятная. Сложные задания они выполняют с большим азартом, однако, опираясь на возросшую активность учащихся, учитель должен быть всё же достаточно осторожным в певческой работе со старшими подростками: подавляющее большинство семиклассников и восьмиклассников всё еще пребывают в состоянии острой мутации. Не следует, однако, все недостатки в пении объяснять лишь возрастными особенностями. Случается, что интонационная неточность связана с недостаточным развитием слуха, сипота, охриплость появляется в результате спонтанно приобретённых неверных певческих навыков. Индивидуальный подход к поющим поможет выявить причины дефектов звучания и принять соответствующие меры по исправлению приобретённых недостатков.
Это интересно:
Принципы организации уроков информатики
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока. 1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начал ...
Применение форм внеклассной работы в средних и
старших классах
В средних классах могут быть использованы как одна, так и несколько форм внеклассной работы по математике: математические конкурсы, викторины; математические кружки; математические утренники; математические экскурсии; математические сочинения и математическая печать; командные соревнования; олимпиа ...
Возможности использования интерактивной доски в начальной школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...