Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Анализ понятия «мышления», его сущностные характеристики и виды

Страница 1

Мышление является объектом изучения многих наук, анализирующих его в различных аспектах и с различных точек зрения. Философия изучает мышление в его отношениях к бытию. Логика изучает правила и формы мышления в его движении к истинному знанию. Физиология – как естественный процесс, как функцию мозга. В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, реализуемый современными техническими устройствами и моделированием логических операций. Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит.

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» дает такую характеристику «мышлению»: «…это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности»

В «Толковом словаре живого великого языка В. И. Даля» под редакцией Шахматова Н. В. «мышление – это познавательное деятельность личности, характеризующаяся обобщенным опосредованным отражением действительности. Можно понимать как интеллект в действии».

В обоих источниках «мышление» рассматривается как обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Столяренко Л. Д. добавляет к этим определениям, что мышление – это «форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами»

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова свой взгляд на это понятие: «мышление - …высший продукт особым образом организованной материи – мозга»

В психологическом словаре под редакцией В. В. Давыдова мышление рассматривается «как психический процесс» и «высшая форма творческой активности человека»

Столяренко Л. Д. выделяет функции мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия; и задачи мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений

Прежде всего, мышление является познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъектов на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающие суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нею действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Рассмотрим основные виды мышления (Рис. 1.).

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамичных особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана проекта, схемы. Одна из важнейших особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого лимита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Рис. 1. Основные виды мышления у человека

Страницы: 1 2

Это интересно:

Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, особенности слухоартикуляционного анализа
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Основные понятия и положения организации и управления системой образования
При формировании и развитии целостной системы управления образованием, функциональный состав управления педагогическими системами должен носить интегративный, междисциплинарный и межнаучный характер. Принятие во внимание этого положения поможет решить проблему преодоления формализма во взаимодейств ...

Организация деятельности по реализации индивидуального воспитания решению простых задач в начальной школе
Для того дабы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, дозволено применять индивидуальные карточки-задание, которые подготавливаются предварительно в 3 вариантах (для трёх ярусов). Эти карточки содержат системы упражнений, связанные с обзор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru