Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические предпосылки формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Педагогика и воспитание » Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников » Психолого-педагогические предпосылки формирования гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Страница 1

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие - насмешки, издевательства, побои, изгнание из "коллектива" (Блонский П.П.)

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Данный возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания гуманности, он связан с утратой детской "непосредственности". Ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности. Нравственные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень зрелости человека, его нравственную культуру.

Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

По убеждению Шалвы Амоношвили существует несколько положений, которые могут послужить системой принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. Принципы эти никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботится о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении общечеловеческой культуры. Вот эти принципы, предложенные Шалвой Амонашвили: устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них:

Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. (Иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное).

Познавал себя как человека, т.е. как созданного для людей, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни…

Проявлял свою истинную индивидуальность (единственность и неповторимость).

Находил общественный простор для развития своей истинной Природы." Общественный простор" - то есть очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков; " истинная Природа" - безграничность возможностей, задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.

Чтобы его интересы совпадали с общечеловеческими интересами. Носителями общечеловеческих интересов для ребенка являются взрослые, окружающие его, особенно же - учителя.

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru