Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие «игра»

Страница 1

В современной педагогической литературе определений понятию «игра» дается много. Так, например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат». По мнению Г.К. Селевко, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Определения игры с точки зрения отечественных философов, психологов и педагогов, разнообразны. Советский философ и методолог Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:

1. особое отношение ребёнка к окружающему миру;

2. особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

3. социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;

4. деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;

5. социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Детские игры представляют собой вид активной деятельности детей, во время которых они обычно воспроизводят окружающую жизнь. В играх проявляется потребность детей познавать окружающий мир, развиваются интеллектуальные, волевые и физические качества, формирующие личность в целом. В психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) детские игры рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, когда непосредственное участие детей в труде еще невозможно по возрасту.

Следует сказать, что единого определения понятия «игра» на данный момент не существует. Философы, психологи, педагоги трактуют это понятие в соответствии со сферой научных интересов, социокультурным контекстом и места игры в нем.

Одна из первых теорий в изучении игры – теория К.Гроосса, которая говорит о том, что игра составляет чуть ли не главное содержание жизни ребенка, таким образом он готовится к жизни взрослой – через подражание привычкам, способностям более взрослых людей (теория упражнений). Альтернативная теория игры Ф.Бойтендайка говорит нам о том, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, которые игрой не являются.

В 30-е годы 20 века группа исследователей создают культурологическую концепцию игры (Й.Хейзинг, Ю.Левада и др.). В ней игра служит важнейшей характеристикой человека, как культурного существа.

В философских работах Х.-Г.Гадамера, И.Канта, Ф.Шиллера и др. игра является изображаемым, а не переживаемым человеком, они имеет границы изображаемого и реального.

Психологи придерживаются несколько иной позиции. К.Коффка считал, что в детском мире огромное значение отводится игре. В мире маленького человека предметы и живые существа наделяются мистическими свойствами. В дальнейшем, взрослея, человек начинает обращаться с этими предметами иначе. То, что для ребенка являлось реальностью, для взрослого становится игрой.

З.Фрейд в своей теории психоанализа рассматривает детскую игру с двух позиций:

1. Игра – это удовлетворение потребностей, влечений, которые в реальной жизни недостижимы.

2. Реальные потребности и эмоции ребенка меняют свою природу, становятся предметом игры, происходит активное управление ими.

Для нашей работы представляет ценность исследование игры А. Адлера, который показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделяет 8 функций драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребенка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещенных побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить свое «Я»; отражение роста, развития, взросления ребенка; разрешение в игре своих проблем.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику в сфере образования, науки, научной, научно-технической деятельности, а также молодежной политики. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными зак ...

Специфика деятельности младшего школьника на уроке физической культуры
С приходом ребёнка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребёнок остаётся ещё в детстве. Основными видами деятельности остаются игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности ещё предстоит развиваться. Развитие ребёнка идёт сразу и в нескольких направлениях. И ...

Технология коллективного взаимообучения
Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Статическая пара. В ней (по желанию) объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик». Так мог ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru