Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Процесс исправления произношения каждого дефектного звука традиционно делится на четыре этапа:
1 этап: подготовительный;
2 этап: постановка звука;
3 этап: автоматизация звука;
4 этап: дифференциация звуков.
Эта методика была предложена Т.А. Ткаченко. Все этапы работы разделены на ступени и выстроены в определенную систему.
1 этап - подготовительный.
Основная его цель – включить ребенка в целенаправленной логопедический процесс.
Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.
Одной из общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен устанавливать с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желания в них включаться. Важной является задача формирования произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.
Создание фонематической готовности к вызыванию звука.
Вырабатываем способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых на слух и в произношении, от близких по звучанию и артикуляции, от искаженных вариантов данного звука.
В нашем случае перед вызыванием звука С проверяем фонематическую готовность ребенка к этому процессу: способность отличать букву С от всех несмешиваемых (А, О, У, Ы, Э, М, Н, П, и прочие), от близких по звучанию и артикуляции ( ТЬ, Ф, Ш, Х, ХЬ, СЬ, и прочие) от искаженных вариантов данного звука (С призубного, С межзубного, С бокового, С носового, С губнозубного и прочие).
Способность артикулярной готовности к вызыванию звука.
Цель: способность воспроизводить и удерживать в течение 5-7 секунд необходимую для вызывания звука позицию органов артикуляции.
Ребенку предлагаются упражнения способствующие выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
2 этап - Постановка звука. Вызывание звука.
Уточнение произнесения изолированного звука.
Подбор игр на звукоподражание и использование картинок, символов, с которыми в дальнейшем будет соотноситься этот звук.
Необходимо добиваться четкого, правильного произношения изолированного звука, использовать различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например: длительное произношение звука или многократное его повторения с привлечением внимания к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка.
Этап считается законченным при получении продолжительного (либо многократного повторяемого) чистого, устойчивого звука.
3 этап – автоматизация вызванного звука в различных формах (отраженной речи).
Под автоматизацией звука понимается приобретение ребенком прочного навыка правильного произношения этого звука повседневной речи. Для более быстрого и успешного достижения этой цели при подборе речевого материала на автоматизацию звуков соблюдены два условия:
1. Сложность речевого материала нарастает постепенно. Сначала звук автоматизируется в отдельных слогах. Это достигается значительно легко, поскольку все внимание здесь удается сосредоточить только на правильности артикулирования и звучания звука. Над ребенком не давлеет ни смысл слова, ни ранее усвоенный неправильный его произношения. Звуки автоматизируются в различных типах слов: прямых (СА -), обратных (-АС), со стечением согласных (СТА-, СТРА), а также звукосочетаемых, где вновь усвоенный звук находится в положении между гласными (АСА, ОСО). Таким образом оказываются отработанными все наиболее часто встречающиеся в речи сочетания нового звука с другими звуками. Это облегчает последующее правильное произношение его в словах.
Это интересно:
Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами педагогами в период работы с будущими первоклассниками: - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психологических процессов, которые необходимо будет у ...
Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева). В ...
Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения
у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полового воспитания детей дошкольного возраста. Главным определением является дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализа ...