Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические основы понятия «познавательной активности»

Страница 3

2) отношения школьника к учителю.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов, психологов. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные известные учёные и методисты. Они искали пути активизации учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения. Анализируя их работу, можно выделить несколько сложившихся направлений:

- использование в учебном процессе различных творческих задач, обоснование их места и значения (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер);

- разработка сущности средств проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин);

- обнаружение возможности управления познавательной деятельностью учащихся средствами программированного обучения (В.П. Беспалько, С.А. Климов, А.Г. Молибо);

- разработка дифференцированного обучения для учащихся разного уровня развития (А.А. Бударный, А.Н. Конев);

- работа в области воспитания познавательных интересов (В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина);

- ориентация на личность учащегося как субъекта учения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

Становясь активным участником процесса познания, ученик проникает в сущность изучаемого, знания превращаются в убеждения, развивается самостоятельность. Таким образом, расширяются образовательные, развивающие и воспитывающие функции урока.

Человеческая деятельность – это активный процесс, в ходе которого формируется, проявляется и совершенствуется личность. По мнению А.Н. Леонтьева, «деятельность – это форма активности, которая побуждается потребностью, то есть переживанием дискомфорта, напряжения, что проявляется в поисковой активности» .

В контексте нашей работы, с целью определения познавательной активности как качественной характеристики эффективности обучения младших школьников мы рассматриваем современное начальное образование через теорию учебной деятельности и её субъекты (В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.), так как, по мнению В.В. Давыдова, «учебная деятельность выступает ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте».

Российская педагогическая энциклопедия определяет учебную деятельность как «один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач».

Учёные-психологи В.В.Давыдов, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др. в соответствии со своими концепциями дают различные понятия учебной деятельности .

В.А. Крутецкий определяет учебную деятельность как «деятельность, направленную на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности».

А.В. Петровский даёт следующее определение: «Учебная деятельность – это приобретение опыта в деятельности, направленной познавательными мотивами и целями».

Анализируя понятие «учебная деятельность», В.В. Давыдов акцентирует своё внимание на понимание учебной деятельности как «особой форме активности ребёнка, направленной на изменение им самого себя как субъекта учения».

Учебная деятельность является сложным, многомерным образованием. Очевидно, что успешно сформировать у младших школьников данную деятельность возможно лишь при чётком представлении об её структуре.

Под структурой обычно понимают «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

Структура учебной деятельности соответствует общей структуре деятельности, представленной советским психологом А.Н. Леонтьевым. Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, в структуру деятельности входят такие компоненты, как потребность, мотивы, задачи, действия и операции.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются её содержание и форма. Содержание деятельности учения и в первую очередь её предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика имеет субъективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении – это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражается предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности.

Конечный эффект любой деятельности – преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищённая в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru