Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Этим объясняются многие недостатки и проблемы дополнительного образования чисто содержательного характера: нередко отсутствуют планы занятий, рабочие программы преподаваемых предметов и дисциплин, имеет место применение непедагогических приемов и средств, персонал часто не стесняется в выражениях в присутствии учащихся и т.д. Разумеется, получение высшего педагогического образования — не панацея от названных недостатков, но оно способствует значительному повышению общей и педагогической культуры, особенно у тех, кто уже имеет стаж педагогической работы и постоянно взаимодействует с учащимися.
Крайнюю озабоченность вызывает низкий профессиональный уровень ряда работников учреждений дополнительного образования приход на должности педагогов нередко случайных людей. Почти треть респондентов связала свое появление в учреждениях дополнительного образования с возможностью решения личных проблем за счет относительно свободного режима работы в них. Только каждый пятый педагог (22%) объяснил свой приход стремлением к творческой самореализации в ходе работы по специальности. Условно можно считать, что именно такие специалисты и составляют ядро системы дополнительного образования.
С этими данными коррелируют другие: лишь каждый четвертый считает необходимым изменить содержание работы, освоить неизвестные для себя психолого-педагогические приемы во взаимодействиях с учащимися, привлечь новые категории детей и подростков, заинтересовать их возможностями дополнительного образования, ввести не использовавшиеся ранее формы и виды занятий. Ясно, что такими стремлениями могут характеризоваться лишь творческие педагоги, а не те, кто рассматривает свое пребывание в учреждении дополнительного образования в основном как средство заработка и возможность решения сугубо индивидуальных проблем.
С учетом вышеизложенного понятно, что пути решения проблем дополнительного образования связаны не только с улучшением материально-финансового и хозяйственного состояния его учреждений. Нужна серьезная психолого-педагогическая и методическая подготовка персонала. Она возможна в различных формах. Конечно, для многих работающих в учреждениях дополнительного образования необходим своеобразный «ликбез» по педагогике, возрастной психологии и физиологии, культуре общения, этике человеческих отношений и другим важным дисциплинам. Но это лишь паллиатив.
Главное — нужна целенаправленная подготовка специалистов для системы дополнительного образования в педагогических высших и средних учебных заведениях, чем они занимаются сегодня, на наш взгляд, крайне недостаточно. Этой системе требуются не просто педагоги по образованию, характеру, стилю жизни и общения, но специалисты конкретной направленности, умеющие организовать свободное время детей и подростков.
Система дополнительного образования нуждается в специально подготовленных кадрах по соображениям как количественного, так и качественного характера. Будем исходить прежде всего из чисто количественных, достаточно убедительных данных: в настоящее время только в учреждениях дополнительного образования, относящихся к Министерству образования Российской Федерации (не считая учреждений культуры, спорта и др.), находится более 200 тыс. педагогов, работающих с 8 млн детей и подростков. По отношению ко многим из этих 200 тыс. слово «педагог» звучит слишком сильно, поскольку таковыми они реально сегодня не являются. Нужны подлинные педагоги-профессионалы, от них зависит качественное преобразование деятельности учреждений дополнительного образования.
Это интересно:
Воспитание в семьях со средним достатком
Средний достаток в семье – понятие, требующее уточнения. Условно назовем среднеобеспеченной ту семью, которая может себе позволить сосредоточить внимание и время матери исключительно на семье и ребенке или пригласить к ребенку педагога-профессионала, если мать предпочитает не расставаться с професс ...
Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...
Исследование уровня креативности у условно здоровых детей
старшего дошкольного возраста и детей с СДВГ
Цель исследования: определить уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста. Объект: дети младшего дошкольного возраста МДОУ Детского сада №1 «Аленушка».5 детей – гиперактивных, 5 детей – условно здоровых. Предмет: уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи иссл ...