Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Этим объясняются многие недостатки и проблемы дополнительного образования чисто содержательного характера: нередко отсутствуют планы занятий, рабочие программы преподаваемых предметов и дисциплин, имеет место применение непедагогических приемов и средств, персонал часто не стесняется в выражениях в присутствии учащихся и т.д. Разумеется, получение высшего педагогического образования — не панацея от названных недостатков, но оно способствует значительному повышению общей и педагогической культуры, особенно у тех, кто уже имеет стаж педагогической работы и постоянно взаимодействует с учащимися.
Крайнюю озабоченность вызывает низкий профессиональный уровень ряда работников учреждений дополнительного образования приход на должности педагогов нередко случайных людей. Почти треть респондентов связала свое появление в учреждениях дополнительного образования с возможностью решения личных проблем за счет относительно свободного режима работы в них. Только каждый пятый педагог (22%) объяснил свой приход стремлением к творческой самореализации в ходе работы по специальности. Условно можно считать, что именно такие специалисты и составляют ядро системы дополнительного образования.
С этими данными коррелируют другие: лишь каждый четвертый считает необходимым изменить содержание работы, освоить неизвестные для себя психолого-педагогические приемы во взаимодействиях с учащимися, привлечь новые категории детей и подростков, заинтересовать их возможностями дополнительного образования, ввести не использовавшиеся ранее формы и виды занятий. Ясно, что такими стремлениями могут характеризоваться лишь творческие педагоги, а не те, кто рассматривает свое пребывание в учреждении дополнительного образования в основном как средство заработка и возможность решения сугубо индивидуальных проблем.
С учетом вышеизложенного понятно, что пути решения проблем дополнительного образования связаны не только с улучшением материально-финансового и хозяйственного состояния его учреждений. Нужна серьезная психолого-педагогическая и методическая подготовка персонала. Она возможна в различных формах. Конечно, для многих работающих в учреждениях дополнительного образования необходим своеобразный «ликбез» по педагогике, возрастной психологии и физиологии, культуре общения, этике человеческих отношений и другим важным дисциплинам. Но это лишь паллиатив.
Главное — нужна целенаправленная подготовка специалистов для системы дополнительного образования в педагогических высших и средних учебных заведениях, чем они занимаются сегодня, на наш взгляд, крайне недостаточно. Этой системе требуются не просто педагоги по образованию, характеру, стилю жизни и общения, но специалисты конкретной направленности, умеющие организовать свободное время детей и подростков.
Система дополнительного образования нуждается в специально подготовленных кадрах по соображениям как количественного, так и качественного характера. Будем исходить прежде всего из чисто количественных, достаточно убедительных данных: в настоящее время только в учреждениях дополнительного образования, относящихся к Министерству образования Российской Федерации (не считая учреждений культуры, спорта и др.), находится более 200 тыс. педагогов, работающих с 8 млн детей и подростков. По отношению ко многим из этих 200 тыс. слово «педагог» звучит слишком сильно, поскольку таковыми они реально сегодня не являются. Нужны подлинные педагоги-профессионалы, от них зависит качественное преобразование деятельности учреждений дополнительного образования.
Это интересно:
Экспериментальное исследование влияния СМИ на
социальное развитие современного младшего школьника
Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 12 г. Ставрополя. Целью исследования было определить степень влияния теле - и видеопросмотра на социальное развитие младшего школьника. В ходе исследования нами решались следующие задачи: Изучить методическую литературу; Подобрать примерный перечень воп ...
Сравнительный анализ моделей образовательных
учреждений приверженцев свободного воспитания
Рассмотрим ряд теоретических концепций видных ученых и педагогов-приверженцев свободного воспитания, сравнивая их с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля. Интересное видение системы "естественного воспитания" было присуще Жан-Жаку Руссо, - французскому просветителю, гу ...
Использование тестовой системы контроля на уроках русского языка в начальной
школе
Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Глобальные требования к такой системе заключаются в том, что: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; компьютерный те ...