Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, мы подходим к проблеме концептуального характера, связанной с новым видением главной социальной роли дополнительного образования и его учреждений. Вплоть до сегодняшнего дня подавляющее большинство из них выполняет в качестве основных преимущественно локальные функции. В учреждениях дополнительного образования есть кружки, секции, клубы по интересам, спортивные и туристские команды и др. Эти группы и коллективы посещает определенное количество детей и подростков, которые реализуют свои познавательно-образовательные и досуговые интересы и потребности, разумеется, с разной степенью и мерой удовлетворенности. Ходят в эти учреждения дополнительного образования в основном благополучные дети. «Трудных» стараются туда не пускать, чтобы не портить жизнь ни себе, ни детям, ни их родителям.
Между тем рядом или близко существуют в качестве «параллельных структур», организующих досуговую жизнь детей и подростков, подвалы, подъезды, заброшенные помещения и т.д. Естественно, от них учреждения дополнительного образования стараются как можно надежнее отгородиться. Это еще более локализует их деятельность и превращает ее в малозаметное, «камерное» явление социальной жизни.
Новое видение основной социальной роли учреждений дополнительного образования связано с превращением их в подлинные центры образовательной и досуговой жизни детей, подростков, молодежи Особенно это касается небольших городов и поселений, испытывающих значительный дефицит образовательных и досуговых учреждений, в целом возможностей рационального, полезного, интересного времяпрепровождения.
Для достижения сформулированной выше цели — превращения учреждений дополнительного образования в соответствующие центры образовательной и культурно-досуговой жизни молодежи — необходима консолидация усилий на одной территории ряда учреждений образования, культуры, спорта, создание их своеобразного социума. Роль организатора в данном случае могли бы взять на себя органы образования и культуры под эгидой администрации района. Здесь возникает целый ряд новых возможностей: единое и более мощное финансирование с оперативным перераспределением расходов на нужные направления деятельности, привлечение профессионалов и создание условий для их работы, использование помещений наиболее целесообразным способом и др.
Но главное в ином: крупный центр организации дополнительного образования, культурной и досуговой жизни способен иметь свою концепцию деятельности с учетом специфики его социума, он может проводить необходимые исследования образовательных и культурно-досуговых интересов и потребностей больших групп детей и подростков, искать многообразные варианты и пути их удовлетворения, привлекать спонсоров, организовывать в собственной социально-пространственной среде образовательную, культурную, спортивную и иную жизнь молодежи.
В середине 1970-х гг. в г. Свердловске была выдвинута идея создания на базе школ социально-педагогических комплексов, которые выполняли бы функции, схожие с направлениями деятельности учреждений дополнительного образования (в целом всех внешкольных учреждений для детей и подростков), объединенных в единую систему на той или иной территории. Первые такие комплексы появились на территории Октябрьского района г. Свердловска. Многочисленные попытки активизации их деятельности так и не привели к успеху. В конце концов они «приказали долго жить». Почему этот эксперимент был обречен на неудачу?
Это интересно:
Учебные программы. Цели и задачи образовательной
области «Технология»
Важнейшей целью системы школьного образования в настоящее время является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для осуществления технологической подготовки школьников в базис ...
Требования к обязательному уровню усвоения
содержания обучения
Тема: «Начальные геометрические сведения» Ученик должен знать: понятия отрезка, луча, угла; определение биссектрисы угла; определение и свойство смежных углов; определение и свойство вертикальных углов; определение перпендикулярных прямых. Ученик должен уметь: находить среди углов, обозначенных на ...
Принципы применения и требования к отбору мультимедийных материалов для
обучения иностранному языку
Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных тех ...