Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст

Педагогика и воспитание » История западноевропейского образования » Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст

Страница 2

Университет фактически превратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет. Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз учащимся и профессорам приходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году, когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город и университет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку (Bibliotheca Palatina), которую баварский герцог подарил Папе Римскому.

После Вестфальского мира курфюрст Карл Людвиг (1648–1680) пытался возродить университет, но вскоре случилось новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили весь комплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподавание было восстановлено, но о прежнем величии ничто, казалось, уже не напоминало. В Гейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах, воцарилась интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила его евангелический дух, а финансовая безалаберность и революционные войны конца XVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов.

В течение всего XVIII столетия он не мог подняться из-за влияния иезуитов. По Люневилльскому миру (1801) он окончательно лишился всех доходов и должен был закрыться, если бы не поддержка великого герцога Баденского Карла Фридриха. Дело в том, что в 1803 году территория прежнего Палатината была поделена между Баденом, Баварией, Дармштадтом, Нассау и Пруссией, при этом Гейдельберг отошел к Бадену. Карл Фридрих, которого справедливо считают вторым основателем университета, преобразовал его в финансируемое государством учебное заведение. Отныне он стал именоваться Университетом имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцога Баденского Карла Фридриха).

В аудиториях повеяло свежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мир профессоров и студентов. Процветанию университета много способствовали такие профессора, как Шлоссер, Тибо, Гейссер, Гервинус, Вангеров, Виндшейд, Бунзен. Начало 60-х годов XIX века было особенно блестящим периодом. Тут преподавал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, последний и величайший представитель школы немецкого идеализма. Возникшая здесь гейдельбергская школа политической истории пользовалась авторитетом во всей Европе. Одних русских студентов было до 100 человек. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарными науками свой звездный час переживали и науки естественные - достаточно вспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса. Ученые говорили об особом гейдельбергском духе - новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогда же, в XIX веке, произошло радостное событие: вернулась на родину Гейдельбергская библиотека. Сначала удалось возвратить 38 наиболее ценных рукописей, а потом и все древнегерманские (854). Сейчас в университете хранится более 2,6 млн. томов, включая более 6 тыс. ценнейших рукописей. Имеется и русская читальня.

Между прочим, самый старый немецкий университет с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этого образовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и энтограф Николай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. В Гейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный.

Несмотря на то что с началом ХХ века атмосфера в университете все больше и больше определялась консервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, он продолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинно исследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с рождением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угроза вырождения.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Предметно - критериальная методика составления тестов
В каждом курсе есть ключевые моменты, особенно важные темы, без знания которых невозможно усвоение более сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе по специальности. На устном экзамене при личном контакте со студентом преподаватель обязательно оценивает понимание студ ...

Практические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей
Предложенные нами задания по дисциплине "Информатика", направленных на развитие творческих способностей, а также наблюдения и беседы позволили существенным образом изменить уровень творческих умений в сторону увеличения. Для реализации предлагаемой программы были выявлены дидактические ус ...

Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru