Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Значение несформированности кинестетического восприятия для развития речи ребенка

Педагогика и воспитание » Анализ психофизиологических факторов речевого развития ребенка в норме и в недоразвитии » Значение несформированности кинестетического восприятия для развития речи ребенка

Страница 1

Несформированность кинестетического восприятия наиболее характерна для детей с двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом. Изучение развития речи у детей с двигательными нарушениями занимались Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Е.Ф. Архипова, Н.В. Симонова, М.В. Ипполитовоа и др.

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80% (Е.М. Мастюкова). Длительное исследование детей с ДЦП позволило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е.Ф. Архиповой было проведено исследование детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2 лет, в ходе которого у многих детей выявились следующие особенности: отсутствие лепета, появление спонтанного лепета лишь к 1 году, иногда к 2 годам. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками, фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали. Патологическое состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов в период лепета. В большинстве случаев в лепете детей не наблюдалось той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для здоровых детей.

У 60–70% детей с ДЦП отмечается дизартрия, т.е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связано с общими двигательными расстройствами. Например, у детей с гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение нарушено из-за гиперкинезов языка, губ и т.д. Меняющийся мышечный тонус при гиперкинетической форме ДЦП определяет непостоянство нарушений звукопроизношения. При резком повышении мышечного тонуса в конечностях может наступить спазм мышц языка и гортани. При атонически-астатической форме ДЦП речь медленная, прерывистая, монотонная. Нарушения звукопроизношения выражаются в виде пропусков звуков, их искажений или замен. Нарушение кинестезии при ДЦП ведет к невозможности ощущать положение языка, губ, что существенно затрудняет артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях слуха, которые чаще наблюдаются у детей с гиперкинезами. Нарушения звукопроизносительной стороны речи могут усиливаться по причине расстройств дыхания и голосообразования.

При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Исследование Е.М. Мастюковой показало, что первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились только к 1,5 годам, фразовая речь – к 3–3,5 годам. По данным М.В. Ипполитовой, а также Н.В. Симоновой, дети с ДЦП 6–7 лет очень редко употребляют в речи предлоги. Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потреб ...

Ярославская областная общественная организация Российского Союза Молодежи
Российский Союз Молодежи, как независимая от партий и политических течений организация, появился в 1991 году. Однако от своего прародителя - комсомола - правопреемник не отрекся, взяв все лучшее, что было накоплено всесоюзной организацией за 80-летнюю историю. В Ярославской области передача полномо ...

Внеклассные мероприятия в коррекционной школе VIII вида
1. Урок "Россия - Родина моя" Цели: образовательные: - познакомить учащихся с произведениями русских поэтов XX-XXI веков, посвященных Родине; - развивать навыки выразительного чтения, воспитательные: - воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за Родину; развивающие: - развиват ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru