Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников

Страница 1

Цель экспериментального исследования:

Проследить динамику развития учебных мотивов младших школьников за период их обучения в младшей школе (1–4 класс).

Экспериментальная гипотеза:

1. В начале обучения преобладают внешние мотивы, в конце обучения – внутренние мотивы.

2. Отсутствие доминирующего мотива в начале обучения сменяется приобретением доминирующего мотива к концу обучения в младшей школе.

Задачи исследования:

– провести диагностику динамики отношения младших школьников к школе;

– провести диагностику динамики побуждений к учению у младших школьников;

– провести диагностику динамики развития трех видов учебных мотивов: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных;

– определить уровень динамики отношения младших школьников к отдельным учебным.

Испытуемые: учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов. Частота выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса. Из них 54 девочки и 39 мальчиков (см. рис. 1). Также к опросу (в ходе применения методики 1) были привлечены родители учащихся. В анкетировании участвовало 93 человека.

Рис. 1. Диаграмма показателей гендерного состава испытуемых

2.1.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

Исследование проводилось с использованием следующих методик:

1. Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой;

2. Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой);

3. Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой);

4. Тест-опросник Н.В. Елфимовой.

Использование именно этих методик связано с их высоким уровнем надежности, большим опытом апробации среди детей младшего школьного возраста.

Комплекс методик позволяет:

– определить наличие или отсутствие положительных, отрицательных или нейтральных мотивов к деятельности;

– определить ведущий тип мотивации;

– определить отношение учащихся к процессу обучения;

– охарактеризовать динамику развития учебной мотивации с точки зрения различных типов мотивации: внутренней, внешней, социальной, познавательной.

Исследование проводилось в несколько этапов:

– опрос родителей учащихся;

– первый этап диагностики учащихся с использованием методик 2,3;

– второй этап диагностики детей с использованием методики 4.

Время диагностики одного класса по всем этапам – три дня. Общее время диагностики учащихся младшей школы – две недели.

Опишем применяемые методики более подробно.

1) Методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой.

Методика используется для определения отношения учащегося к процессу обучения, к школьным распорядкам. С ее помощью можно определить «любимые» и «нелюбимые» предметы учащегося, более подробно узнать то, каким образом происходит подготовка к школе дома, определить значимых субъектов для учащегося.

В анкете содержатся вопросы, с помощью которых можно определить:

– положительное, отрицательное или нейтральное отношение младшего школьника к учебе в целом;

– к определенным учебным предметам;

– лично значимых субъектов для ребенка;

– наличие или отсутствие доминирующего мотива обучения (положительного или отрицательного).

В данном исследовании нас интересовало определение именно последнего показателя.

2) Методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой).

Ученику предлагается выстроить собственные мотивы учения в порядке уменьшения их значимости для себя. Им предъявляются на отдельных карточках 8 утверждений, соответствующих 4 видам познавательных мотивов и 4 видам социальных мотивов.

Познавательные мотивы:

– широкий познавательный – ориентация на овладение новыми знаниями;

– процессуальный – ориентация на процесс учения;

– результативный – ориентация на результат учения;

– учебно-познавательный – ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

– широкий социальный мотив – стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

– «учительский мотив» – стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

– «родительский мотив» – стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

– «товарищеский мотив» – стремление заслужить уважение своих товарищей.

Результаты, полученные с помощью этой методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

Сама методика в виде, представляемом испытуемому, отображена в Приложении 2.

3) Методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой).

Проведение данной методики также как и методики «Лесенка побуждений» предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они помогут применяться, начиная с 2-ого полугодия 1-го класса.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru