Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников

Страница 2

Методика предполагает определение того, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными. Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов. Далее школьник должен выразить сове отношение к каждому учебному предмету и построить «Лесенку уроков».

Основная цель проведения методики – исследование наличия доминирующего мотива учения и его характера (положительная мотивация, отрицательная мотивация, нейтральная мотивация).

В ходе анкетирования удалось определить, что подавляющее количество первоклассников (82,6%) положительно относятся к процессу обучения в школе. 17,4% учащихся еще не выстроило своего отношения к процессу учения. Этот факт относит их в «группу риска» – в число детей, с несформированным или слабовыраженным интересом к обучению. Такие дети требуют дополнительной психолого-педагогической поддержки.

К сожалению, в дальнейшем число таких детей возрастает (23,8% во втором классе, 20% – в третьем, 25% – в четвертом). Это свидетельствует о неудовлетворительной педагогической работе с этими детьми, об отсутствии мониторинга динамики учебного интереса. К этой группе со второго класса прибавляется группа учащихся, негативно относящихся к учебному процессу (9,5% во втором классе, 12% – в третьем, 20,8% – в четвертом). Некоторые эксперты считают, что основной причиной негативного отношения к школе, учебному процессу является растяженность процесса обучения в младшей школе (с 3-х классов, до 4-х).

Для наглядности представления соотношения отрицательного, положительного и нейтрального мотивов к обучению, представим полученные данные в виде диаграммы (см. рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма соотношения положительных, отрицательных и нейтральных мотивов к обучению в младшей школе

Данные показывают, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.

Динамика видов значимой деятельности у учащихся 1–4 класса показывает постепенное становление у них учения в качестве значимой деятельности. От класса к классу эта тенденция усиливается (27% – в первом классе, 48% – во втором, 64% – в третьем, 75% – в четвертом). Большую значимость приобретает спортивная и др. деятельность. Угасает влияние игровой деятельности.

Рост значимости учебной деятельности подчеркивается ростом влияния такого субъекта, как учитель. (4% – в первом классе, 19% – во втором классе, 24% – в 3-ем классе, 50% – в четвертом). На постоянно высоком уровне остается значимость для учащихся их родителей.

2. Следующий этап диагностики должен был пролить свет на соотношение социальных и познавательных мотивов в разные годы обучения в младшей школе.

В ходе исследования удалось выяснить, что у 72,2% опрошенных первоклассников преобладают социальные мотивы. Во втором, в третьем и четвертом классах преобладают познавательные мотивы (80% – во втором классе, 86,4% – в третьем классе, 88% – в четвертом классе). Отобразим итоги исследования в виде диаграммы.

3. Применение методики диагностики «Лесенка уроков» поможет увидеть уровень распределения учебного интереса конкретно по урокам.

По этим данным можно увидеть, что так называемые основные предметы не «набрали» большое число выборов, что свидетельствует о том, что младшие школьники еще не умеют определять значимость учебных предметов, отдавая предпочтение предметам, близким по характеру деятельности с занятиями в детском саду (рисование, труд). Высокий процент выборов английского языка связан с новизной предмета, простыми и комфортными для младшего школьника способами обучения.

4. Ниже представлены результаты диагностики видов мотивации по трем типам учебных мотивов (автор – Н.В. Елфимова).

С целью выявления значимости различий среди показателей внутренних и внешних мотивов воспользуемся критерием Манна-Уитни .

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.

Значение U определяется по формуле:

U= (n1+n2) + nх*(Тх +1) – Тх, где

n1 – количество испытуемых в выборке 1;

n2 – количество испытуемых в выборке 2;

Тх – большая из двух ранговых сумм;

nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

1. Выявление отличий между внутренними и внешними мотивами (см. Таблица Приложение)

1.1 Вычисляем сумму рангов: ∑Ri=(N (N+1))/2 = 276

1.2 Формулируем гипотезы:

Н0: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса не отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников

Н1: Показатели внутренних мотивов у учеников 1 класса отличаются от показателей внутренних мотивов 4-классников

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Особенности нарушения процесса письма у учащихся младших классов речевой школы
Общей характерной особенностью дисграфии у учащихся младших классов речевой школы является то, что структура нарушения письма включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев. Это способствует формированию стойкой дисграфии и превращает расстройства пись ...

Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании
Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является важнейшим ме ...

Реализация эффективных приемов обучения грамматике на среднем этапе
Любой навык формируется упражнениями. Типы грамматических упражнений определяются целевой установкой. Продуктивные упражнения тренируют определенные действия по выбору модели предложения или по его структурированию в связи с замыслом отправителя речи. Рецептивные упражнения направлены на узнавание ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru