Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка

Педагогика и воспитание » Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка

Страница 4

Система нравственных ценностей детского общественного объединения включает широкий круг ценностей. В.Т. Кабуш выделяет нравственные ценности-идеалы (доброта, красота, правда), ценности-законы (дружба, забота, честь), ценности прав (братство, равенство, свобода) и обязанностей (дело, пример, слово), нравственные нормы (добровольность, творчество, поиск) и ориентиры (милосердие, миротворчество, экология).

Нравственные ценности и соответствующие им ценностные ориентации выполняют следующие функции в процессе коммуникации членов детского общественного объединения: мотивирующую, побуждающую к интериоризации и актуализации ценностей; регулятивную, реализуемую в построении каждым участником и их коллективом социально ориентированной системы идеалов, принципов и норм, регулирующих деятельность, общение и отношения; действенно-практическую функцию, предполагающую проявления активности личности по усвоению и присвоению ценностей; прогностическую функцию, определяющую личностные и коллективные идеалы, ориентиры, цели.

В 2004–2009 гг. нами проведено исследование нравственных ценностей, ценностных ориентаций членов детских общественных объединений Республики Беларусь (подростков и взрослых руководителей). В результате исследования установлено, что респонденты считают идеалами: правду – 86,6%; добро – 83,1%; счастье – 60%; красоту – 38,8%. Фундаментальными принципами детских объединений респонденты признают: нравственность – 67,1%; духовность – 56,5%; гуманизм – 55,3%; ненасилие – 50,6%. Участники предполагают, что ориентирами служат милосердие – 66,6%; миротворчество – 61,2%; экология – 50,6%; демократия – 49,9%, а заботами являются общество – 69,4%; личность – 65,9%; семья – 63,5%; отечество – 42,8%. Респонденты основывают законы деятельности детских объединений на ценностях: дружбе – 92,9%; заботе – 65,4%; долге – 57,6%; чести – 55,1%. Свои права в детском объединении респонденты связывают с ценностями: справедливостью – 79,3%; равенством – 71,8%; свободой – 54,8%; братством – 49,4%. Среди поступков и обязанностей члены объединений ценят: дело – 82,4%; слово – 49,9%; чувства – 48,9%, пример – 44,2%. Основными нормами являются: добровольность – 72,2%; творчество – 67,8%; сочувствие – 45,4%; поиск – 32,9%.

Результаты исследования свидетельствуют о значимости нравственных ценностей для членов детских общественных объединений, об их влиянии на совместную деятельность, общение и отношения.

В реальной практике процесс актуализации нравственных ценностей осложняется противоречиями между ценностями, которые провозглашаются в качестве целей детского общественного объединения, и личностными ценностями участников. Многие дети и подростки – члены детских объединений не обладают достаточными знаниями о сущности и содержании нравственных ценностей. Они не имеют необходимого опыта нравственного поведения и деятельности на благо «другого». Многие из них оценивают нравственные ценности как недостижимые идеалы. Признавая нравственные ценности формально, они не считают должным действовать в соответствии с ними. Часть членов детских объединений ориентируются на эгоистические и прагматические ценности (достижение личного успеха, выгоды и т.д.).

С целью нахождения причин противоречий нами изучались ценности, отраженные в Уставе самого массового детского общественного объединения – Белорусской республиканской пионерской организации (БРПО). Нравственные понятия в Уставе практически не отражены. Понятия «добро», «благо» в Уставе БРПО упоминаются 2 раза. Ни разу не используются понятия «правда», «красота», «честь», «братство», «сочувствие», «милосердие», «ненасилие», «гуманизм», «пример», «чувства». Практически не употребляются понятия: «добровольность» – 6 раз; «уважение», «инициатива» – 3 раза; «забота», «справедливость», «дружба», «ответственность», «достоинство» – 2 раза; «патриотизм», «свобода», «долг», «творчество», «труд», «коллектив» – 1 раз. В Уставе не объясняется, на какие ценности должен ориентироваться пионер.

Выясняя причины противоречий, мы обсуждали с респондентами вопросы о деятельности, взаимоотношениях и общении участников детских объединений. Многие респонденты отмечали наличие проблем, связанных с недостаточной заинтересованностью участников в целях, процессе и результатах работы (48,2%), отсутствием системы и формальным характером деятельности (38,4%), недостаточной заботой об участниках (43,5%), авторитарным подходом руководителей (39,5%), отсутствием инициативы самих ребят (37,2%).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов
При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения: Общие требования к характеру стимульного материала 1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 6 ...

Речевые нарушения у больных, перенесших инсульт
Различают две основных разновидности мозгового инсульта: геморрагический и ишемический. Для геморрагического инсульта характерны такие кровоизлияния как паренхиматозное, кровоизлияние в мозговой ствол, кровоизлияние в полушарии мозжечка, субарахноидальные кровоизлияния, внутрижелудочковые кровоизли ...

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику. Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru