Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка

Педагогика и воспитание » Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка

Страница 3

Об этом факте свидетельствуют летописные источники. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам, родительство понималось как важнейшая духовно-нравственная ценность, с соответствующим христианским укладом жизни и высокими нормами нравственного отношения между супругами и домочадцами. Отсюда исходили и главные ценности родительства: чадолюбие, супружеское согласие и верность, терпение, благочестивое нравственное воспитание детей, сообразное с законом Божьим и ответственность за их судьбы перед Всевышним. Дети же воспринимались как благоволение Божие супругам, как помощники, утешители и кормильцы родителей в старости.

При этом детско-родительские взаимоотношения строились на принципе иерархии, однако главенство старших и послушание младших основывалось не на власти силы, а на взаимном уважении и любви.

Сложившаяся национальная традиция ценностного понимания детско-родительских взаимоотношений в значительной степени определила направление развития русской семьи на столетия вперед, сохранив себя вплоть до начала XX века.

Однако ни для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи с чем существенно меняются социальные роли женщины-матери и мужчины-отца».

Наряду с этим психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви» (И.В. Бестужев-Лада, О.Г. Исупова, И.Н. Мошкова).

Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Именно этот дефицит любви и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т.д.

Безусловно, причин данного кризиса можно назвать множество: они кроются в современной нравственной, социальной и экономической нестабильности, активной эмансипации, урбанизации, включении женщин в сферу труда и т.д.

При этом проходящие ныне глобальные процессы только усугубляют данное положение дел, так как способствуют еще большему утверждению идеологии индивидуализма в семейной жизни и активной пропаганде вседозволенности в отношении полов.

Ведь недаром Д. Белл определяет современное общество как «общество производства информации и услуг», в котором утрачиваются традиционные ценности любви, супружеской верности, рождения и воспитания детей, служения ближнему. На смену им приходят ценности личной автономии, профессиональной самореализации и гедонизма. «Институализация индивидуализма» ведет к тому, что каждый член семьи ставит свои интересы на первое место», – отмечает У. Бек.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящей сегодня перед нами, становится сохранение духовно-нравственных национальных ценностей в этом стремительно меняющемся мире.

Детское общественное объединение представляет собой социокультурную общность, обладающую субкультурой – смысловым пространством ценностей, традиций, обычаев, ритуалов и символов. Нравственные ценности – идеалы, принципы, законы, нормы, правила, ориентиры, определяющие поведение и личностные качества, необходимые человеку для социального взаимодействия и общественных отношений. Для индивида нравственные ценности обладают личностным смыслом, а для коллектива – коллективной значимостью.

В систему нравственных ценностей детского общественного объединения входят: идеалы – совершенные образы, образцы должного, благого, разумного, общечеловеческого; принципы – руководящие моральные идеи, требования к деятельности, общению, отношениям; ориентиры – нравственные представления о целях, средствах и плане предстоящих или выполняемых действий; заботы – деятельные отношения, направленные на содействие благу человека, общества, Отечества, природы; законы – внутренние существенные свойства системы и связи между ее компонентами; отношения – проявления внутренних связей и свойств системы; нормы – внутренне принимаемые требования, образцы и правила нравственных отношений; права – ценности, определяющие статус члена детского объединения, его возможности для самореализации и взаимодействия с другими; обязанности – добровольно принятые нравственные обязательства члена детского объединения перед другими и перед коллективом; правила – конкретные нравственные требования к деятельности, поведению, принятые в коллективе; критерии – определения значимости, необходимые для оценивания; ценностные ориентации – интегративные личностные образования, проявляющиеся в направленности личности на интериоризацию и актуализацию нравственных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Экспериментальные школы в России
На рубеже 80-90-х годов в школе России произошел резкий всплеск экспериментальной деятельности. Он возник не на пустом месте. Ему предшествовала деятельность учителей-новаторов 60—80-х годов (И.П. Волков, Т.И. Гончарова И.П. Иванов, Е.И. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, А.Н. Тубельский и др ...

Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся
Чтение учителем вслух применяется на уроках географии прежде всего тогда, когда представляется необходимым познакомить учащихся с ярким и образным изображением изучаемых в курсе явлений и объектов в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, в дневниках и описаниях путешест ...

Общее понятие одарённости. История одарённости
В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выпол ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru