Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики

Страница 1

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, «свои права» перед родителями – наиболее характерные черты поведения подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам важны для подростка больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться определенным образом, слушать музыку определенного направления, читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным способом, заручившись поддержкой значимой группы. Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников.

Бывают моменты, когда подросток не находит общего языка со сверстниками, у него нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль «отверженного» или «козла отпущения» в классе, переход в новую школу . Если при этом у подростка еще и занижена самооценка, низкий уровень ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, но есть желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию, подросток может попытаться купить расположение сверстников.

Одна из наиболее отличительных особенностей подросткового периода – перестройка взаимоотношений со взрослыми. Противостояние извечного вопроса «Отцы и дети» относится именно к подростковому периоду. Не зависимо от того, какими были отношения между детьми и родителями в семье до грани подросткового возраста – взрослея, подросток обязательно попробует противостоять миру взрослых с тем, чтобы вычленить и адаптировать себя к будущему обществу взрослых взаимоотношений.

Если в этот момент подросток встретит потакание своим прихотям и отступничество родителей, его эгоцентризм в смысле непревзойдённой исключительности потребностей укоренится и преодолеть его будет всё сложнее. Если же подросток встретит другой полюс невнимания – принуждение и авторитаризм, по силе превосходящих его возможности преодоления, подросток обещает вырасти в тревожно-мнительную инфантильную личность. Даже неглубокие наблюдения позволяют сделать вывод опасного влияния крайностей на формирование личности и дальнейшую судьбу подростка.

Помимо стилей воспитания, состав семьи и отношения между её членами тоже сильно влияют на поведение подростка. Большая часть трудных подростков живут в неблагоприятных семьях. То есть отношения между взрослыми членами семьи тоже имеют на детей. И если родители противоречат друг другу – это не может не сказаться на формировании потребительского отношения ребёнка к себе, характеризующегося в первую очередь эгоцентризмом и нарушением всех взаимосвязей ещё несформированной структуры личности подростка.

Причём «парное воспитание», когда родители стоят оба на одних позициях, тоже имеет свои перегибы. Так, в семье, где отлажено хозяйство, ребёнок может и не научиться его вести, так как не видит необходимости в этом. В семье же, где хотя бы один родитель проявляет «бесхозяйственность», роль хозяйки может взять на себя старший ребёнок или дочь.

В авторитарной семье, где свобода жёстко ограничена, подросток может вырасти в самостоятельного свободолюбивого человека, а где ярко выражена вседозволенность, ребёнок может вырасти зависимым.

Поэтому можно сделать вывод, что из отдельно взятых свойств родителей или методов воспитания невозможно ни вывести свойства личности подростка, ни спрогнозировать его дальнейшее развитие. Тогда как эмоциональный тон отношений вне зависимости от конкретных качеств родителей или ребёнка в большей степени влияют на развитие и формирование личности ребёнка и особенно в подростковый период.

Не зря, говоря о воспитании детей, психологи говорят, что прежде всего детей надо любить. Близкие доверительные отношения растапливают и смешивают эгоцентрические познавательные установки, не давая им вырасти в стену подросткового агрессивного неприятия или потребительства.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Повышения профессионального мастерства
Принято выделять несколько направлений повышения профессионального мастерства. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки. Поэтому повышением квалификации молодых учителей надо заниматься с первых дней их работы в школе. Другая сторона этого вопроса: на ...

Тематический подбор литературы
После выбора темы и установления конкретных задач исследования главным становится подбор литературы по избранной теме: изучаются прямые и косвенные данные, относящиеся к вопросам темы, литература, раскрывающая методы исследования. Подобранная таким образом литература войдет затем в особый раздел на ...

Выделение главной мысли
Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. Этому нужно целенаправленно учить. Многие школьники даже после обстоятельной беседы с текстом пасуют, когда им предлагают выделить главную мысль. Это свидетельствует о недопонимании текста: ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru