Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики

Страница 1

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, «свои права» перед родителями – наиболее характерные черты поведения подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбранной группе, соответствие ее нормам и правилам важны для подростка больше всего. Это может выражаться в стремлении одеваться определенным образом, слушать музыку определенного направления, читать литературу определенного плана, если это интеллектуальная тусовка. То есть выражать себя выбранным, доступным способом, заручившись поддержкой значимой группы. Здесь материальный фактор выступает как способ соответствия, средство для легкого вхождения в коллектив сверстников.

Бывают моменты, когда подросток не находит общего языка со сверстниками, у него нет возможности быстро и гармонично влиться в компанию. Причинами могут послужить природная застенчивость, неумение общаться и налаживать контакт с людьми, роль «отверженного» или «козла отпущения» в классе, переход в новую школу . Если при этом у подростка еще и занижена самооценка, низкий уровень ответственности за свои действия, нет умения отстаивать свою точку зрения, но есть желание во что бы то ни стало попасть в выбранную компанию, подросток может попытаться купить расположение сверстников.

Одна из наиболее отличительных особенностей подросткового периода – перестройка взаимоотношений со взрослыми. Противостояние извечного вопроса «Отцы и дети» относится именно к подростковому периоду. Не зависимо от того, какими были отношения между детьми и родителями в семье до грани подросткового возраста – взрослея, подросток обязательно попробует противостоять миру взрослых с тем, чтобы вычленить и адаптировать себя к будущему обществу взрослых взаимоотношений.

Если в этот момент подросток встретит потакание своим прихотям и отступничество родителей, его эгоцентризм в смысле непревзойдённой исключительности потребностей укоренится и преодолеть его будет всё сложнее. Если же подросток встретит другой полюс невнимания – принуждение и авторитаризм, по силе превосходящих его возможности преодоления, подросток обещает вырасти в тревожно-мнительную инфантильную личность. Даже неглубокие наблюдения позволяют сделать вывод опасного влияния крайностей на формирование личности и дальнейшую судьбу подростка.

Помимо стилей воспитания, состав семьи и отношения между её членами тоже сильно влияют на поведение подростка. Большая часть трудных подростков живут в неблагоприятных семьях. То есть отношения между взрослыми членами семьи тоже имеют на детей. И если родители противоречат друг другу – это не может не сказаться на формировании потребительского отношения ребёнка к себе, характеризующегося в первую очередь эгоцентризмом и нарушением всех взаимосвязей ещё несформированной структуры личности подростка.

Причём «парное воспитание», когда родители стоят оба на одних позициях, тоже имеет свои перегибы. Так, в семье, где отлажено хозяйство, ребёнок может и не научиться его вести, так как не видит необходимости в этом. В семье же, где хотя бы один родитель проявляет «бесхозяйственность», роль хозяйки может взять на себя старший ребёнок или дочь.

В авторитарной семье, где свобода жёстко ограничена, подросток может вырасти в самостоятельного свободолюбивого человека, а где ярко выражена вседозволенность, ребёнок может вырасти зависимым.

Поэтому можно сделать вывод, что из отдельно взятых свойств родителей или методов воспитания невозможно ни вывести свойства личности подростка, ни спрогнозировать его дальнейшее развитие. Тогда как эмоциональный тон отношений вне зависимости от конкретных качеств родителей или ребёнка в большей степени влияют на развитие и формирование личности ребёнка и особенно в подростковый период.

Не зря, говоря о воспитании детей, психологи говорят, что прежде всего детей надо любить. Близкие доверительные отношения растапливают и смешивают эгоцентрические познавательные установки, не давая им вырасти в стену подросткового агрессивного неприятия или потребительства.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Особенности методических принципов обучения русскому языку детей с отклонениями в развитии
Помимо использования общедидактических принципов рассматриваемая методика как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания собственно методические принципы, вытекающие из закономерностей овладения языком и речью. Сами закономерности определяются « .как объективно существующ ...

Предпосылки умения видеть и решать проблемы
Предпосылки умения видеть и решать проблемы создаются всем процессом обучения, обеспечивающим усвоение достаточно широкого круга знаний и умений. В то же время творчество невозможно без овладения опытом творческой деятельности, который можно приобрести главным образом в процессе проблемного обучени ...

Семья
Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух. В семье Кшесинских существовало предание о ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru