Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Восстановительные свойства гидросульфита натрия

Страница 2

Анализируя ход протекающей реакции, учащиеся должны выдвинуть предположение о том, что в этом эксперименте иод проявляет по отношению к гидросульфиту натрия сильные окислительные свойства. Гипотезу учащихся подтверждает учитель и дополнительно разъясняет, что такие сильные окислители, как галогены, очень легко и быстро окисляют гидросульфиты, в отличие, например, от кислорода, который окисляет их медленно и постепенно.

На этом свойстве – легком окислении гидросульфитов галогенами – основано применение гидросульфита натрия в промышленности в качестве «антихлора» (средства для удаления хлора из отбеленных тканей).

Составляют уравнение протекающей реакции:

Затем делают вывод: сильные окислители легко окисляют гидросульфит натрия до высшей степени окисления атомов серы (+6).

Опыт 4. Окисление гидросульфита натрия перманганатом калия

Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, разбавленный раствор перманганата калия, 10%-ный раствор серной кислоты; пробирки.

Выполнение опыта. В пробирку с раствором перманганата калия сначала добавляют раствор серной кислоты для создания кислотной среды. Затем к подкисленному раствору перманганата калия добавляют раствор гидросульфита натрия. Красно-фиолетовая окраска раствора сразу изменяется: он становится бесцветным.

Обсуждение опыта и вывод. Как и в предыдущем эксперименте, изменение цвета раствора окислителя происходит очень быстро. Учащимся объясняют, что для эффектного протекания реакции к раствору перманганата калия добавляют раствор серной кислоты, поскольку в кислой среде перманганат калия проявляет окислительные свойства наиболее сильно. Сравнивая протекание реакций в этом и предыдущем опытах, учащиеся убеждаются, что и с другим сильным окислителем – перманганатом калия – реакция протекает с большой скоростью.

В этом случае проблема будет заключаться в правильном составлении уравнения реакции. Учитель разъясняет, что в кислотной среде перманганат-ион восстанавливается до Mn2+. Об этом свидетельствует обесцвечивание раствора перманганата калия. Если бы реакция протекала в другой среде, то по-другому изменялся бы и цвет раствора: в щелочной среде – до зеленой окраски вследствие образования манганата калия, а в нейтральной среде выпал бы осадок оксида марганца (IV) бурого цвета.

Далее учащиеся могут самостоятельно составить уравнение наблюдаемой реакции:

Делается вывод: поскольку перманганат калия в кислотной среде сильный окислитель, реакция окисления гидросульфита натрия протекает очень легко.

Опыт 5. Окисление гидросульфита натрия хлоридом железа(Ш)

Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, 10%-ный раствор хлорида железа; пробирки, спиртовка.

Выполнение опыта. В пробирку с раствором хлорида железа добавляют раствор гидросульфита натрия. Интенсивность окраски раствора значительно возрастает. При нагревании полученного раствора цвет постепенно изменяется: сначала окраска ослабевает, а затем раствор становится бесцветным.

Обсуждение опыта и вывод. Выполнение этого эксперимента ставит перед учащимися следующие проблемы.

• Почему не происходит сразу обесцвечивание раствора окислителя, ведь хлорид железа достаточно сильный окислитель?

• Почему в начале опыта окраска раствора значительно усиливается?

• Почему желтовато-коричневая окраска раствора хлорида железа исчезает только при нагревании?

Ответы на эти вопросы могут быть получены при проведении эвристической беседы с учащимися. В самом начале выполнения опыта они могли предположить, что данный окислитель не окисляет гидросульфит натрия, поскольку окраска раствора хлорида железа(Ш) при окислении должна ослабевать. Усиление окраски раствора до темно-коричневой приводит их в недоумение. И только нагревание раствора, сопровождающееся ослабеванием окраски и последующим ее исчезновением, вносит определенные коррективы в рассуждения учащихся.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Краткие сведения о развитии речи ребенка
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позво ...

Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе
В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего из ...

Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на социальное развитие младшего школьника оказывает СМИ. Массовая коммуникация - это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей. На данном ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru