Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, рядя предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Такие упражнения создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слов.
Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение).
Выяснение круга временных представлений учащихся предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.
Следовательно, в ход урока необходимо включать задания и упражнения, решающие конкретные задачи по формированию пространственных и временных представлений. Приведем некоторые примеры соответствующих заданий.
- Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
Поднять другую руку, назвать ее (левая).
У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.
По инструкции педагога показать, например, правую бровь, левый локоть. Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
Сидя за столом, определить его правый и левый края. Поднять руку тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично – сидящим слева.
1. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.). Проводится следующим образом:
а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается;
г) выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
д) повторная демонстрация образца;
е) проверка правильности выполнения – в различных вариантах контроля.
Протяженность ряда постепенно растет – по мере тренировки детей.
2.Как называется прием пищи в разное время суток?
Рассказать об основных моментах режима школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно.
Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» - «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку» и т.п.
В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «сегодня» и «завтра»:
«… поучусь, а … погуляю» - говорит ленивый.
«… погуляю, а … поучусь» - говорит прилежный.
Запомнить по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?
Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются педагогом в соответствии с возможностями детей).
Выбор подобных заданий зависит исключительно от фантазии педагога и возможностей учащихся в данный период обучения. Важно, чтобы в результате выполнения задания достигались следующие цели:
Это интересно:
Закономерности формирования двигательных навыков
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (нап ...
Лечебная педагогика
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагоги ...
Характеристика письма как одна из форм письменного общения
Письмо — продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо – это сложное речевое умение, дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, ...