Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Способы выявления одарённых детей

Страница 2

проведение "пробных" уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть "пропущен" одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

В начальной школе получили распространение и показали практическую значимость тесты учебных способностей В.В. Тарасун. Тестовый комплекс рассчитан на осуществляемое во внеурочное время индивидуальное тестирование учащихся в конце второй четверти первого года обучения. Сравнение полученных тестовых оценок с результатами психологического обследования, которое проводится при комплектовании дифференцированных классов, показывает, как далеко ребенок продвинулся в своем умственном развитии за период, прошедший с начала учебного года. На этой основе учитель более эффективно осуществляет внутриклассную дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

Все тесты построены на обобщенном стимульном материале, но с таким расчетом, чтобы активизировать именно те способности, которые требуются для усвоения данного учебного предмета. Как известно, мерой качества систем и процессов выступает эффективность. В последнее время диагностика интеллектуальных способностей подкрепляется квалиметрическими (измерением качества) исследованиями. Педагогическая квалиметрия раскрывает особенности измерений качества - измерений и оценки качества "процессов" и "результатов" обучения, образования и воспитания, показывает особенности измерения качества педагогических систем. Квалиметрия позволяет измерять интеллект (включая теорию оценки структур знания). Например, способность дивергентного мышления измеряется так называемыми открытыми тестами - заданиями, т.е. такими, на которые можно дать бесчисленное множество правильных ответов. Дивергентное мышление приводит к неожиданным выводам и результатам. Критическая, оценочная способность на ранних стадиях творческой продуктивности может серьезно помешать развитию новых идей, но критическое оценивание должно быть только на время, а не отменяться навсегда.

В практике работы современных школ сложность представляет диагностика одаренности детей. Для того, чтобы понять к какому когнитивному стилю, к какому типу из всего бесконечного разнообразия личностей принадлежит данный, живой, настоящий, по-своему уникальный ребенок, необходимо уметь определить степень развития у него, если не всех, то хотя бы основных, наиважнейших, ключевых психических и физиологических особенностей. Сложность заключается в определении его интеллектуальных особенностей, наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств, которые не "дотягивают" до верхней планки или нормы, которые выше этой планки, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них. Становится очевидным то, что необходимо раздельно определять возможности зрительной, слуховой, ассоциативной, механической памяти; умение различать смысл близких по звучанию слов и осмысленно определять предметы в однородные группы, отличать главные признаки от несущественных, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать с цифрами, различать высоту и силу звуков, яркость цвета и массу прочих отдельных, не связанных с другими свойств.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru