Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2) личностные мотивы;
3) речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых – воспитателя, врача, учителя – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
В дошкольном возраста общение тесно связано с игрой и является одним из ведущих видов полноценного эмоционального общения ребенка с ЗПР со сверстниками, внимательного, вдумчивого отношения со стороны взрослых на основе учета его индивидуальных и возрастных особенностей может стать существенной причиной, затрудняющей развитие его эмоционально-волевой сферы и всей психической деятельности в целом.
При нарушениях общения с близкими взрослыми дети с ЗПР становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными.
По мнению Л.С.Выготского общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.
Дети усваивают не формы общения, которые преобладают в их окружении и практикуются с ними лично. В общении – сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции – ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта.
Наиболее продуктивным походом к проблеме изучения особенностей общения ребенка раннего и дошкольного возраста со взрослым оказался деятельностный подход.
Исследования, выполненные в этом направлении под руководством М.И.Лисиной [14] показали, что динамика общения со взрослым у детей от рождения до 7 лет представляет собой смену целостных форм.
Каждая из них характеризуется особым содержанием социальных потребностей, ведущих мотивов, основных средств невербальной коммуникации, т.е. форма общения отражает определенный уровень развития продуктивной деятельности.
К 6-7 годам преобладающей становится внеситуативно-личностная форма общения, которая представляет собой высшую форму коммуникативной деятельности в дошкольном детстве и служит целям познания социального мира людей. Отличительной особенностью потребности в общении на этом этапе является стремление в взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения.
В своем исследовании Е.Е.Дмитриева [19; 200] исходила из того, что диагностика уровня коммуникативного поведения детей с ЗПР, выявление характерных особенностей развития у них общения со взрослыми – в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками – необходимы для определения специфики их отставания в личностном развитии.
В исследовании Е.Е.Дмитриевой применялась методика диагностики форм общения М.И.Лисиной в соавторстве с А.Г.Рузской, Г.И.Капчеля.
Ребенку предлагались три типа ситуаций взаимодействия со взрослым, моделирующие деловое, познавательное, личностное общение (дидактические игры, чтение и обсуждение книг, беседы на личностно-нравственны темы).
Внеситуативно-личностный уровень общения со взрослым отмечен у 5,6% детей с ЗПР. Как правило, испытуемые выбирали личностное общение, именно в нем проявляли себя наиболее активно, чувствовали комфортность.
Это интересно:
Методика проведения упражнений по гимнастике в детском
саду
Цель: определить развитие физического качества - быстроты Место проведения: спортивная площадка (ровная прямая беговая дорожка длиной не менее 40 м.). Оборудование: секундомер. Исходное положение: высокий старт. В начале дорожки обозначают стартовую черту, а через 30 м - финишную. За линией финиша ...
Особенности развития
самостоятельности экономистов в реальной практике обучения
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кан ...
Психофизиологические основы чтения
Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); с ...