Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Псевдобульбарная форма дизартрии

Страница 5

Слова должны записываться и даже снабжаться соответствующими рисунками в тетрадке ребенка; эта тетрадь будет служить материалом для домашней работы. При обучении логопед должен будет обратить внимание на дифференциацию близких фонем, что представляет некоторые затруднения.

III период. Работа над произношением в этом периоде должна занимать большое место, но она уже будет дополнительной и в значительной степени может проходить в процессе общешкольного обучения. Логопед должен установить тесный контакт с педагогом школы, чтобы совместно предъявлять необходимые и вместе с тем посильные требования к речи ребенка. (Конечно, приобщение ребенка к детскому коллективу желательно и в I периоде работы с ним, но оно еще не может быть полным.).

Рассмотрим детально упражнения над произношением, которые должны быть проделаны при помощи описанных уже приемов, особенности постановки и отработки звуков. Нет необходимости останавливаться на постановке звуков, так как и при псевдобульбарной дизартрии используется методика, ранее изложенная. Укажем только на некоторые особенности постановки отдельных звуков и подчеркнем, что сроки работы над каждым звуком значительно больше, чем те, которые обычны в работе с дислаликами:

1) не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука; шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками;

2) необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам;

3) последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок.

Разберем работу над несколькими звуками. Для произнесения согласной м требуется смыкание губ и голосовых связок. Эти движения относятся к тем, с которых мы начинаем работу уже в I периоде, так как они являются наиболее легкими. Для произнесения звука с требуется сближение зубов, оскал, распластывание языка, образование желобка посередине его, смычка кончика с нижними резцами, краев языка с верхними коренными зубами, поднятие мягкого нёба и направление воздушной струи по желобку.

Таким образом, комплекс необходимых движений гораздо больше и сложнее во втором случае (для звука с), так как участвует гораздо большее количество органов артикуляционного аппарата и каждое движение само по себе более трудно для ребенка с псевдобульбарной дизартрией, чем простое смыкание губ. Только после довольно большой работы, подготовившей все нужные движения для произношения звука с, можно будет получить его чистое звучание.

Группы звуков по трудности их произношения. Если проанализировать все звуки, то можно разделить их по трудности произношения на следующие четыре группы: 1) а, э, м, п; 2) у, о, ф, в, б, т, д, н, и, с, з, х, к, г (И их мягкие варианты.); 3) ц, я, ю, ч; 4) ш, ж, л, р. Все артикуляционные упражнения проводятся под счет логопеда.

Движения нижней челюсти. Открывание и закрывание рта; удерживание рта открытым, закрытым (при закрывании рта следует следить за тем, чтобы оно происходило симметрично).

Для получения свободного и в полном объеме закрытия рта и длительной фиксации его используют жевательные движения; через зрительный зеркальный контроль эти движения переходят затем в план произвольных движений.

Выдергивание закушенной чистой марлевой салфетки, ощупывание движения головки нижней челюсти в суставе способствует усилению напряжения мышц, большей силе данного движения. Звуки, в артикуляцию которых входит это движение, следующие э, и, т, с, ш, л, р.

Движения губ.

Под счет производится поочередно оскал зубов (от улыбки) и вытягивание хоботком (от сосательного движения губ). В качестве механической помощи для движения оскала можно употребить оттягивание пальцами уголков губ. Для укрепления губ можно рекомендовать удержание губами бумажных трубок различного диаметра (все уменьшающегося), круглой каучуковой палочки, зонда.

Звуки, в артикуляцию которых входят движения вытягивания губ хоботком,— а, о, у; для движения оскала — а, э, и.

Дальнейшим усложнением этих движений будут:

а) оскал при открытом рте—звуки л, р;

б) раздельное поднимание верхней губы, опускание нижней губы (вначале пальцем фиксируем неподвижность другой губы) — звуки ф, в;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Эволюция традиционного воспитания в Древнем Дагестане
Проводимая в России реформа образования предполагает всесторонний учет социально-экономических и национальных особенностей развития каждого субъекта РФ и каждого народа, исследование его образовательных и воспитательных традиций. Знание этих особенностей в различные эпохи, их историко-педагогическа ...

Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
В психолого-педагогической литературе довольно много работ освещают вопросы развития пространственной ориентации у детей преддошкольного и дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитена, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И. Игнатьев, А.Я. Колодная, А.М. Леушина и др.). В их ра ...

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников
Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Задача учите ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru