Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностика особенностей развития психики и личности детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Особенности работы воспитателя в детском саду » Диагностика особенностей развития психики и личности детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Методика "Нахождение недостающих деталей"

Цель исследования: выявление уровня развития и особенности протекания мыслительных процессов.

Стимульный материал. Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части, иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без рта, расческа без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие большое значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При проведении данного теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее десяти изображений предметов и так, чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить определенное время.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает. Проведение теста. Детям дают картинки и достаточное время (не больше 5 - 7 минут) для того, чтобы каждый ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку; если ответ неправильный взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

Обработка результатов: За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов. В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10-11 баллов. Если вы даете не все картинки, норма естественно, снижается и при 10 1сартинках составляет 7-8 баллов. При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывался и время, затраченное им на это задание.

Методика "Перцептивное моделирование"

Цель исследования: выявление уровня развития образного мышления. Стимулъный материал. Нарисованные круги и квадраты, а также отдельные части этих фигур, из которых надо составить либо круг, либо квадрат. На первые три фигуры нанесены линии, делящие их на части, соответствующие тем, из которых предлагается их составить. Детям надо соотнести выделенные части с тем набором деталей, который приведен ниже, и выбрать из него нужные. В последующих заданиях фигуры не расчленены, детям необходимо самим искать варианты членения круга или квадрата, соответствующие тем деталям, которые им даны. Кроме того, для нескольких заданий рекомендуется заготовить наборы деталей, вырезанных из бумаги. Важно, чтобы среди этих заготовок были детали, необходимые для построения и круга, и квадрата.

Инструкция. Посмотри внимательно на данную фигуру. Внизу нарисованы отдельные детали этой и других фигур. Как ты думаешь, из каких частей можно ее собрать? Не важно, какие детали и сколько ты будешь использовать, главное, чтобы в результате получилась цельная фигура, такая, как нарисована наверху.

Проведение теста. Задания дают ребенку по одному. Время решения не ограничивают. Если ребенку трудно ответить, можно уменьшить количество предлагаемых частей (например, прикрыв рукой или листочком бумаги одну-две части). Если дети, выполнив три первых задания, затрудняются при работе с не члененными фигурами, можно им помочь, частично (для одной из частей) расчленив фигуру-образец карандашом. Это сначала может делать взрослый, а затем нужно предложить ребенку самому помочь себе таким образом.

Обработка результатов: Прежде всего подсчитывают количество баллов, набранное ребенком при выполнении данного задания. За верный ответ (то есть за правильно найденные детали, из которых можно составить данную фигуру) ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое могут набрать дети, -10 (с учетом как члененных, так и не члененных образцов). Для детей, которые набрали 9-10 баллов, характерен не только высокий уровень образного мышления, но и высокий уровень восприятия, у них сформировано умение находить эталоны, из которых состоит тот или иной предмет, (то есть моделирование). Не меньшее членение, чем набранное количество баллов, имеет сам характер деятельности ребенка при выполнении этого задания, в частности характер допущенных им ошибок. Особенно важны различия между решением задания при наличии члененных образцов (первые три задания) и не члененных (последующие задания). Нужно иметь в виду и то, что закрывать бумагой нужно не только лишние части фигуры, но и те, которые необходимы для ее построения. В этом, случае ребенок должен показать те нужные части, которые ему видны, отметив, что их не хватает для построения целой фигуры

Тест "Дорисовывание"

Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей ребенка, выявление уровня развития беглости, гибкости и оригинальности.

Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Понятие и виды общения. Внеситуативно-личностное общение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...

Педагогическая поддержка: понятие, сущность
В толковом словаре современного русского языка представлено несколько значений слова «поддержать». Относительно нашей проблемы значимыми являются: «оказывать помощь, содействие; не дать прекратиться, нарушиться». «Поддерживать» определяется как «служить опорой для чего-нибудь». Основные концептуаль ...

Методика проведения опытно-исследовательской работы
Базой исследования явилась школа №1241 города Москвы Центрального Административного округа. В исследовании принимали участия учащиеся 3 «А» класса. Целью исследования было на практике убедиться в том, что символы эффективно влияют на формирование грамматических навыков у младших школьников. В ходе ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru