Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

История в датах и цифрах

Страница 1

Историю невозможно изучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различных средств наглядности. Методисты давно обращали внимание на проблему изучения хронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения. Так, И.В.Гиттис писала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития исторических процессов. Хронология — «градусная сеть», наброшенная на историю человечества.

А.А. Вагин связывал изучение хронологии со структурой школьных курсов истории и на первое место ставил проблему освоения периодизации и усвоение приемов знания дат. Он выступал против изучения разрозненных отрезков времени, писал о том, что «нельзя расслаблять молодой ум дистиллированной водой вредных упрощений, учить его ориентироваться в бурном потоке истории народов с его водоворотами и неожиданными зигзагами». Им были намечены основные средства наглядности в работе с хронологией: ленты времени, хронологические ряды, таблицы различного типа.

П.В. Гора выделил основные приемы работы с хронологией — составление лент и линий времени, которые позволяют создавать у детей представление о линейности, необратимости времени, разобраться в счете лет; простое и образное обозначение даты, когда у ученика складываются определенные зрительные или слуховые ассоциации с событием; составление календарей событий (перечень дат, происходивших в сжатые сроки) и хронологических комплексов (даты, связанные тематически и помогающие осмысливать материал); составление хронологических и синхронистических таблиц, призванных обобщить знания учеников по хронологии. П.В.Гора выделил два типа синхронистических таблиц: они могут отражать хронологию событий в разных сферах жизни одной страны в одно определенное время или однородные процессы в разных странах в определенные одни и те же периоды времени.

Методист Д.Н. Никифоров сравнивал хронологические таблицы с орфографией в русском языке или с таблицей умножения в математике. Они все время должны быть перед глазами ученика. Полезным приемом он считает прочитывание хронологических и синхронистических таблиц слева направо, сверху вниз и в обратном порядке.

Однако все же первостепенное значение в работе с хронологией имеет осмысленное запоминание дат. Осмысление даты является лучшим орудием борьбы против механического зазубривания хронологии. Г.И. Годер создал систему работы с хронологическими датами на материале курса истории древнего мира. Его система зиждется на заданиях и упражнениях по ленте времени. Все задания можно свести к следующим типам: на определение длительности исторических событий, на установление временных связей между событиями, на выявление синхронности исторических событий. Г.И.Годер реализовал систему работы с линиями времени в «Рабочих тетрадях по истории древнего мира», в сборнике заданий «Познавательные задания и задачи по истории древнего мира». К первому типу заданий относятся следующие: Когда Иисус Христос принял мученическую смерть? Сколько лет прожил историк Тит Ливии? Ко второму типу относится задание: О каких временах рассказывает историк Тацит? К третьему типу относится задание: Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии? Все эти задания решаются с применением ленты времени как наглядного средства.

О.Ю. Стрелова предлагает варианты тестов на хронологию с использованием лент времени. К числу таких тестов она относит следующие: хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры с прибавлением и вычитанием дат, хронологические уравнения со знаками равенства, тождества, аналогии, противоположности, следствия, хронологические тесты соотнесения года с веком, тесты с выбором даты из нескольких предложенных, тесты на восстановление соответствия, задания на исключение лишней даты из перечня, задания на определение последовательности, задания, которые знакомят с древними календарями и нехристианскими системами летоисчисления.

С.Г. Горяйнов в своем задачнике также предлагает ряд тестов по хронологии: тесты выбора, последовательности, соответствия, синхронности, кроссворды с датами и др.

В «Рабочей тетради по истории России» мы также предложили ряд познавательных заданий для работы с хронологией, в том числе и с использованием лент времени и других наглядных средств, вычерчиваемых на доске. Один из таких приемов — это иллюстрирование даты учащимися, когда они придумывают самостоятельно значок, картинку, отражающую данное событие (см. рис. 5). Другой прием — распределение дат по темам или периодам связан с составлением хронологических рядов или комплексов. Третий прием — это составление рядов или комплексов. Для проверки знания дат мы в рабочих тетрадях предлагаем задания с соединительными стрелками: соединяем даты с событиями, местами, именами, с ними связанными.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Компетентностная педагогика
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно ...

Повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир»
Решая проблему возможности использования новаторских методологических подходов, при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников мы пришли к выводу, что этому будет способствовать построение индивидуальных заданий по модульному принципу, ибо модульное обучение ...

Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками
Картина восприятия одного и того же произведения учениками одного и того же класса будет неоднородной. Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками исследовала М.П. Воюшина. Она выделила четыре уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших школьников. У ребен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru