Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

История в датах и цифрах

Страница 1

Историю невозможно изучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различных средств наглядности. Методисты давно обращали внимание на проблему изучения хронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения. Так, И.В.Гиттис писала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития исторических процессов. Хронология — «градусная сеть», наброшенная на историю человечества.

А.А. Вагин связывал изучение хронологии со структурой школьных курсов истории и на первое место ставил проблему освоения периодизации и усвоение приемов знания дат. Он выступал против изучения разрозненных отрезков времени, писал о том, что «нельзя расслаблять молодой ум дистиллированной водой вредных упрощений, учить его ориентироваться в бурном потоке истории народов с его водоворотами и неожиданными зигзагами». Им были намечены основные средства наглядности в работе с хронологией: ленты времени, хронологические ряды, таблицы различного типа.

П.В. Гора выделил основные приемы работы с хронологией — составление лент и линий времени, которые позволяют создавать у детей представление о линейности, необратимости времени, разобраться в счете лет; простое и образное обозначение даты, когда у ученика складываются определенные зрительные или слуховые ассоциации с событием; составление календарей событий (перечень дат, происходивших в сжатые сроки) и хронологических комплексов (даты, связанные тематически и помогающие осмысливать материал); составление хронологических и синхронистических таблиц, призванных обобщить знания учеников по хронологии. П.В.Гора выделил два типа синхронистических таблиц: они могут отражать хронологию событий в разных сферах жизни одной страны в одно определенное время или однородные процессы в разных странах в определенные одни и те же периоды времени.

Методист Д.Н. Никифоров сравнивал хронологические таблицы с орфографией в русском языке или с таблицей умножения в математике. Они все время должны быть перед глазами ученика. Полезным приемом он считает прочитывание хронологических и синхронистических таблиц слева направо, сверху вниз и в обратном порядке.

Однако все же первостепенное значение в работе с хронологией имеет осмысленное запоминание дат. Осмысление даты является лучшим орудием борьбы против механического зазубривания хронологии. Г.И. Годер создал систему работы с хронологическими датами на материале курса истории древнего мира. Его система зиждется на заданиях и упражнениях по ленте времени. Все задания можно свести к следующим типам: на определение длительности исторических событий, на установление временных связей между событиями, на выявление синхронности исторических событий. Г.И.Годер реализовал систему работы с линиями времени в «Рабочих тетрадях по истории древнего мира», в сборнике заданий «Познавательные задания и задачи по истории древнего мира». К первому типу заданий относятся следующие: Когда Иисус Христос принял мученическую смерть? Сколько лет прожил историк Тит Ливии? Ко второму типу относится задание: О каких временах рассказывает историк Тацит? К третьему типу относится задание: Любовался ли Хаммурапи развалинами Ниневии? Все эти задания решаются с применением ленты времени как наглядного средства.

О.Ю. Стрелова предлагает варианты тестов на хронологию с использованием лент времени. К числу таких тестов она относит следующие: хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры с прибавлением и вычитанием дат, хронологические уравнения со знаками равенства, тождества, аналогии, противоположности, следствия, хронологические тесты соотнесения года с веком, тесты с выбором даты из нескольких предложенных, тесты на восстановление соответствия, задания на исключение лишней даты из перечня, задания на определение последовательности, задания, которые знакомят с древними календарями и нехристианскими системами летоисчисления.

С.Г. Горяйнов в своем задачнике также предлагает ряд тестов по хронологии: тесты выбора, последовательности, соответствия, синхронности, кроссворды с датами и др.

В «Рабочей тетради по истории России» мы также предложили ряд познавательных заданий для работы с хронологией, в том числе и с использованием лент времени и других наглядных средств, вычерчиваемых на доске. Один из таких приемов — это иллюстрирование даты учащимися, когда они придумывают самостоятельно значок, картинку, отражающую данное событие (см. рис. 5). Другой прием — распределение дат по темам или периодам связан с составлением хронологических рядов или комплексов. Третий прием — это составление рядов или комплексов. Для проверки знания дат мы в рабочих тетрадях предлагаем задания с соединительными стрелками: соединяем даты с событиями, местами, именами, с ними связанными.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru