Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие «патриотизм»

Страница 1

Патриотизм – это любовь к Родине; преданность своему Отечеству, своему народу.

Анализ философских подходов к определению патриотизма убеждает в многогранности этого понятия. Его современная трактовка перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, педагогов - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

В «Концепции патриотического воспитания» (А.К. Быков) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

А.Д. Солдатенков полагает, что объективным показателем патриотизма является моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине. Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил О.Г. Дробницкий, нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом.

Следует отметить, что с одной стороны, умение различать добро и зло, действовать в защиту кого-то или чего-то, уважение к другим и т.д. (т.е. категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать основой становления патриотизма. С другой стороны – патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

М.А. Терентий считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника. Т.М. Суходолова уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и т.д.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. ( Так сформулировано определение Правительством Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).

Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:

когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно),

эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),

Страницы: 1 2

Это интересно:

Значение несформированности кинестетического восприятия для развития речи ребенка
Несформированность кинестетического восприятия наиболее характерна для детей с двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом. Изучение развития речи у детей с двигательными нарушениями занимались Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Е.Ф. Архипова, Н.В. Симонова, М.В. Ипполитовоа ...

О развитии у детей интереса к учебе и этической роли оценки
Как бы хорошо ни был организован учебный процесс, в нем всегда есть известное однообразие. Сухомлинский подсказывает нам, педагогам, говоря о том, что возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далекая, увлекательная цель. Для этого надо выделить из уч ...

Модель Раша
Система тестирования на основе модели Раша обладает важными достоинствами, среди которых, прежде всего, необходимо отметить следующие. Модель Раша превращает измерения, сделанные в дихотомических и порядковых шкалах в линейные измерения, в результате качественные данные анализируются с помощью коли ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru