Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование карт на уроках истории

Педагогика и воспитание » Использование карт на уроках истории » Использование карт на уроках истории

Страница 2

Большое значение при локализации событий и явлений по карте методисты придавали четкой фиксации ориентиров, в частности географической пунктуации — рек, морей, городов. Именно они во многом определяют правильный показ ребятами по карте исторических явлений и событий. С этой точки зрения полезной вещью является сравнение географической и исторической карт.

В современном преподавании целенаправленное обучение детей умению ориентироваться по карте возможно на основе тренировочных заданий в рабочей тетради. Школьникам предлагаются целые циклы заданий по локализации памятников культуры, мест, связанных с деятельностью исторических лиц, религиозных центров, а также маршруты путешествий и торговых путей.

Методист О.Ю. Стрелова предлагает использовать прием локализации исторических событий для решения проблемных и творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X—IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?

Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты.

Умение ориентироваться по карте включает в себя и умение пользоваться ее легендой. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений.

Использование легенды и масштаба карты представляет для детей большую трудность. Определенный выход нашли в унификации условных значков во всех картах: один раз навсегда принятые условные значки лучше запоминаются учениками. Однако здесь есть большие проблемы, о которых пишет немецкий методист В. Фатке: «Если же мы будем использовать скрещенные мечи для обозначения любых битв, и тех, что вели римляне, и тех, в которых участвовала армия Наполеона, и сражений времен Второй Мировой войны, если этим же знаком отметим и места первых бомбовых ударов, мы сформируем у школьников представление, что атомная бомба — это дальнейшее развитие артиллерии, и невольно представим войну, как нечто неизменное и вечное. Это соображение имеет отношение и к другим условным знакам. О нем следует помнить и тогда, когда мы постоянно используем «традиционные» цвета для раскрашивания территории государств (розово-фиолетовая Франция и зеленая Россия). Таким образом, мы внушаем представления ученику об идентичности и преемственности даже в тех случаях, когда правильнее говорить о крутых поворотах или изменениях. «Историзация» и «динамизация» языка карт — это не картографические игры, а серьезная интерпретация прошлого на этом языке».

Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах — нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляется такая возможность.

В этом смысле полезны и другие приемы и упражнения. Школьникам предлагаются две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время, озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны. Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд (см. рис. 2,3).

рис.2

рис.3

Тем не менее, к этой работе надо подходить разумно, не нарушая так называемого принципа «дидактического преломления» карты. Одно из важнейших условий — согласование различных легенд карт, масштабов, тематических акцентов, цветовых решений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Методика обучения письму глухих школьников
В соответствии с программой подготовительного класса, сроки обучения чтению опережают время начала обучения письму. Письменная речь формируется у глухих школьников на основе устно-дактильной. При письме слов и фраз они обязательно дактилируют и артикулируют слово. По мере развития произносительных ...

Категории и функции многодетной семьи
Существуют различные объяснения высокой рождаемости в семьях и связанной с ней многодетности. Одно из них состоит в том, что одна из причин многодетности – национальные традиции и обычаи, влияющие на формирование норм о числе детей в семье. Другое объяснение заключается в отсутствии свободы выбора ...

Разработка и внедрение методических средств, направленных на развитие логического мышления младших школьников
Разработка и внедрение методических средств направленных на развитие логического мышления младших школьников на уроках математики при изучении конкретного смысла действий сложения и вычитания в программе Математика Н.Б. Истомина "Ассоциация 21 век", которая была рассмотрена нами выше. Наш ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru