Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование карт на уроках истории

Педагогика и воспитание » Использование карт на уроках истории » Использование карт на уроках истории

Страница 3

Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. На основе, извлекаемой из карты информации, учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания. Приводим далее примеров такого задания.

Задание. Вспомните полюдье. В какие месяцы проходило полюдье? Как происходил его сбыт? По мнению историка Б.А. Рыбакова, полюдье продолжалось 6 месяцев, примерно 180 дней. Скорость перемещения полюдья, по его мнению, составляли 7—8 км в сутки. Объезд был круговым и, если следовать порядку описания племен, двигался по солнцу. Высчитайте, сколько км составлял путь большого полюдья, и нарисуйте, какой мог быть его конкретный путь (см. рис. 4). Пользуйтесь картой учебника и перечнем городов и городков, которые могли быть становищами полюдья.

рис.4

Более высокий уровень деятельности школьников при работе с картографическим материалом — это выполнение творческих заданий. В классах среднего звена — это составление собственных маршрутов, проложение путей, прогнозирование хода битв. О.Ю.Стрелова предложила еще один вид творческих заданий. Это задание на отыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др. Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещи попали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.

Например, из Нового Света были завезены в Западную Европу: кукуруза, земляной орех, ананас, фасоль, подсолнух, картофель, помидоры, индейка, ваниль. Можно проследить пути их распространения в Европе. Такую же работу можно провести при изучении Крестовых походов, когда в Европу попали многие виды продуктов, организовать «путешествия» китайского чая и лапши.

Особый вид творческих картографических заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, — это задания на выяснение происхождения топонимов и этнонимов. Примеры таких заданий можно найти в учебных пособиях по курсу «Введение в историю».

В старших классах игровые ситуации не занимают детей, им нужна более сложная аналитическая и проблемная деятельность. В этих классах школьникам можно предложить стать «юными картографами», как предлагает А.Я. Юдовская. Вот один пример такого рода деятельности: Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океанов. Ученикам предлагаются заготовки карт.

В старших классах проблемные задания по карте связывают и с критическим анализом карт. Методика критического анализа карт близка научной критике источников, поэтому сложна для школьников. Ученики убеждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывается на своем собственном видении прошлого. На этом этапе полезно сравнивать карты, изданные в России и Западной Европе, в разных странах и регионах. Дети убеждаются, что карта может делать политику.

Резюмируя способы работы с картой на уроке, немецкий методист В. Фатке выделяет два важнейших способа — аналитический и синтетический. Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.

Синтетический (или индуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степени воспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистую контурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон», далее наносятся границы, далее ее превращают в тематическую карту, наносятся необходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяют картографические слои и убеждаются в разноплановости картографической информации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разные карты и разные приемы работы с ними.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Значение несформированности кинестетического восприятия для развития речи ребенка
Несформированность кинестетического восприятия наиболее характерна для детей с двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом. Изучение развития речи у детей с двигательными нарушениями занимались Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Е.Ф. Архипова, Н.В. Симонова, М.В. Ипполитовоа ...

Методы и формы обучения в процессе преподавания темы
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. Содержание курса трудового обучения определяется програм­мой. О ...

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу "высокого общего развития учащихся". Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов ("ума"), волевых качеств, управляющих всей деятельност ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru