Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Приведем пример решения разными учащимися одной и той же микроситуации, которая заключается в следующем: около школы вырыта траншея, лежит узкий мостик, соединяющий два края. Двое ребят с разных сторон идут по воображаемому мостику и встречаются на середине.
Иван К. (12 лет, 6 класс) и Андрей Б. (12 лет, 6 класс). Каждый старается доказать другому, что он торопится и уступать дорогу должен другой. Затем Иван К. сталкивает Андрея Б. с мостика и проходит через канаву.
Марина К.(12 лет, 6 класс) и Жанна М. (12 лет, 6 класс). Марина говорит Жанне, что она торопится и было бы хорошо, если Жанна ее пропустит. Жанна соглашается и пропускает Марину.
Максим В. (12 лет, 6 класс) и Коля Л.(13 лет, 6 класс). Здороваются, затем молча, держась друг за друга меняются местами, после чего спокойно продолжают путь.
Таким образом, учащиеся наблюдают различные варианты решения одной и той же ситуации, что обогащает их нравственный опыт. После выполнения упражнений учащиеся вместе выбирают наилучшее решение, отмечая, в чем его преимущества перед другими вариантами.
При моделировании проблемных ситуаций учащиеся приобретают навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учатся прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражняются в применении на практике известных им правил и знаний. Выполнение различных ролей приводит их к пониманию поведения других людей.
Приводим разные варианты моделирования учащимися ситуаций с неоконченным сюжетом (раздел «Культура поведения», 6 класс).
Мама и папа ушли в кино. Скоро прийдут. Наташа одна дома. Включила телевизор и с интересом смотрит передачу «Сам себе режиссер». Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
Ученики 6 класс Марина К. и Коля Л. Марина в роли Наташи, Коля – в роли Николая Ивановича.
- Здравствуй, Наташа.
-Здравствуйте, Николай Иванович.
-Папа дома, он мне нужен?
- Нет. Родители в кино. Приходите позже(закрывает дверь).
Вторая пара из учеников Ваня К. и Юля Ш. После того как они поздоровались, Николай Иванович интересуется отцом. Наташа предлагает подождать отца, т.к. родители подойдут через несколько минут.
После обсуждения данных вариантов, учащиеся приходят к общему решению, что правильно было бы вести себя Наташе дружелюбно, предложив написать записку для отца, извиниться за то, что не пригласила в квартиру. Попрощаться и закрыть дверь.
Не сразу ребята научились представлять себя в роли взрослых. Большие трудности вызывало у учащихся прогнозирование результатов тех или иных поступков. Однако, если систематически использовать данный метод обучения, то такие занятия способствуют развитию воображения, логического мышления, положительного и доброжелательного отношения к окружающим людям.
Это интересно:
Формирование уважения к семье и сверстникам у детей с нарушением интеллекта
Нравственное становление личности младших школьников с нарушением интеллекта во многом определяется правильно организованным общением как детей между собой, так и с родителями. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию ...
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком. 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать ...
Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова
Проблема соотношения обучения и развития психики ребенка была в центре внимания Леонида Владимировича Занкова на протяжении всех этапов его научно-исследовательской деятельности. Еще в 20–40-е годы ХХ в., занимаясь изучением психики аномального ребенка, он одновременно исследовал и педагогические у ...