Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Моделирования проблемных ситуаций с целью формирования навыков культурного поведения

Страница 1

Одним из наиболее действенных методов обучения умственно отсталых школьников считают моделирование проблемных ситуаций, которые оказывают комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.

Нами было разработано несколько видов упражнений, основанных на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения. Упражнения различны по степени сложности.

а) моделирование микроситуаций.

Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов.

Например: Задание выполняется одним учеником, которому стыдно, весело, он болен и т.д.

б) проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

Например: Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их.

в) проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию.

Например: Ты пришел к другу и увидел, что он тяжело болен. Твои действия.

г) моделирование ситуаций по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Упражнение допускает большое количество вариантов:

- учащимся дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию. Например: устройство на работу, на прием к врачу, приглашение друзей к себе в гости и т.д.

- ученикам дается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл;

- ученикам предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

После того как школьники показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения. Анализ результатов исследования показал, что моделирование проблемных ситуаций может успешно использоваться по любому разделу программы социально-бытовой подготовке. Выполнение упражнений с проблемной ситуацией оказало положительное влияние на систему взаимоотношений школьников с окружающими людьми, изменило их поведение в лучшую сторону, способствовало развитию способности ребенка ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях.

Все испытуемые отнеслись к занятиям по СБО с применением метода проблемных ситуаций с большим интересом, который в процессе проведения исследования имел тенденцию к возрастанию. Об интересе учащихся свидетельствовало то, что они предлагали преподавателю свои варианты упражнений, обращались к педагогу с вопросами о способах решения той или иной ситуации.

На первых занятиях работа над ролевым решением проблем занимало достаточно много времени, учащиеся чувствовали себя скованно. Не все сразу смогли принять участие в этих играх. Некоторые школьники отказывались от участия в решении предлагаемых задач, говоря, что хотят сначала посмотреть, как это делают другие. Однако, через некоторое время реакции детей стали более быстрыми и разнообразными.

В процессе выполнения упражнений, связанных с моделированием микроситуаций, учитель обращал внимание школьников на внешнее проявление того или иного чувства, состояние человека (какие признаки указывают на то, что человеку стыдно; что ему плохо; он устал и т.д. Какие интонации в голосе собеседника говорят о том, что его чем-то обидели; взволновали, расстроили). Это имело место своей целью развитие умственно отсталого школьника способности к правильному восприятию окружающих людей, что является немаловажным условием адекватного поведения учащихся.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Требования к личности воспитателя
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим обр ...

Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макро-уровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне линии противоречий проходят: • между администраци ...

Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы. Коллективные формы. На групповых ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru