Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии

Страница 2

Произведения искусства, применение которых целесообразно на уроках биологии для формирования художественного потенциала: произведения литературы (поэзии, прозы, научно-популярной литературы), изобразительного искусства (пейзажи, работы художников-анималистов); музыкальные произведения; средства телевидения ("домашний кинотеатр").

Примеры произведений изобразительного искусства, которые соответствуют предмету "Биология"

Пейзажное искусство (альбомы репродукций):

Левитан И.И. "Озеро", "Сумерки", "Золотая осень", "Март", "Одуванчики", "Луг на опушке"

Шишкин И.А. "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Дубы", "Корабельная роща", "Первая зелень", "Полевые цветы"

Саврасов А.К. "Грачи прилетели" и др.

Рылов А.А. "Зеленый шум"

Куинджи А.И. "Березовая роща", "Пятна лунного света в лесу"

Грабарь И.Э. "День инея", "Белая зима", "Грачиные гнезда"

Васильев Ф.А. "Облака", "Перед дождем", "Осень. Болото в лесу"

Яблонская Т.Н. "Хлеб" и т.д.

Работы художников-анималистов:

Чарушин И. Иллюстрации животных в энциклопедиях.

Капустина Н. Серия открыток "Бабочки", "Жуки".

Мериан М.С. Иллюстрации в книгах Гофмана.

Музыкальные произведения:

Римский-Корсаков Н.А. "Сказка о царе Салтане".

Скрябин Н. "Поэма огня".

Чайковский П.И. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", "Времена года", "Май. Белые ночи".

Ильин В. "В космическую даль".

"Звуки природы" (сборник).

"Колыбельная для кита"

Бетховен "Лунная соната".

Глинка М. "Жаворонок".

Зиринг В. "В лесу".

"Голоса птиц в природе" (серия грамзаписей, аудиозаписей).

Средства телевидения: телепередачи о природе Земли (домашние животные)

Глава 3. Использование литературных произведений на уроках биологии

Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе – тот же поиск истины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях у современного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокой одухотворённости.

Поэтому учителя и выбирают себе в союзники литературу, живопись, историю, географию. Преподавание литературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит часто изолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенно от других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемые интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика. Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы, музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позиций уроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественной прозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоциональный подъём у учащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы более глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, их эстетическому и нравственному совершенствованию. Так, не каждые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках, могут быть использованы при обсуждении различных вопросов на уроках биологии. К числу тем, где также используются литературные произведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, тема "Биосфера и человек", к которой я выбрала девиз "Природа, Родина, мы". Этот девиз - ключ к пониманию ребятами этой темы. Проводя урок, на котором рассматривали взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме "Биосфера и человек", предпосылаю ему эпиграф, слова Карла Маркса "Культура, - если она развивается стихийно, а не направляется созидательно, - оставляет после себя пустыню". Также можно взять и строку из стихотворения Евгения Евтушенко:

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Классификация задач
Информатика изучает широкий спектр вопросов, связанный с тем, что многие разделы данной науки лежат на стыке с другими школьными дисциплинами и это затрудняет классификацию задач. Совокупность упражнений по информатике можно систематизировать на базе традиционной классификации заданий по формирован ...

Выявление у учащихся младших классов общеобразовательной школы аграмматической формы дисграфии
Базой настоящего исследования стала СШ №145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В». Цель эксперимента: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант: «В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздником света. ...

Возможности работы логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская, О.Ю. Федосова и др. Осн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru