Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии

Страница 1

Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося:

1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание).

2. Творческий потенциал — умения и навыки, способность к созидательной деятельности в определенной сфере.

3. Ценностный потенциал — идеология, жизненные цели, убеждения, устремления.

4. Коммуникативный потенциал — мера общительности личности.

5. Художественный потенциал — уровень и содержание художественных (эстетических) потребностей, способ их удовлетворения.

Традиционно в школьной биологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного, творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями, к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонент образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается в стороне.

Равномерное развитие пяти потенциалов — основной способ воспитания гармоничной личности. На сегодняшний день проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучения биологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курс обладает широкими возможностями развития именно художественных способностей личности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральной проблемой которых являются взаимоотношения в системе "природа — человек". Данный вопрос рассматривается в работах методистов А.С. Волковой, В.М. Корсунской, Н.М. Верзилина; в формулировке "эстетическое воспитание учащихся" ими определены основные методические условия, реализация которых направлена на формирование художественной культуры школьников (схема 1).

Схема 2. Методика определения показателей художественного потенциала учащихся

На основании полученных данных составляется сводная таблица:

№п/п

Учащийся (фамилия, имя)

Художественный потенциал

Разнообразие видов творчества

Эстетичность работ

Уровень (общий балл)

1

Иванов А.

1

2

3

Уровень развития ХП учащихся за период . (2000/2001 учебный год)

Определив уровень развития художественного потенциала, можно сравнить его с показателем через определенное время (четверть, полугодие, учебный год), отследить динамику, увидеть причины повышения или снижения уровня ХП, сопоставить с качеством обучения, спрогнозировать дальнейшие перспективы работы в данном направлении с отдельным классом и каждым учеником.

Комплекс творческих работ, предлагаемых для выполнения учащимися (по их желанию), может включать такие виды: выполнение рисунков; составление коллекций; изготовление объемных моделей, поделок из природного материала; сочинение стихотворений и загадок на биологическую тему; составление книг рекордов ("Растения", "Птицы" и др.); подготовка сообщений; участие в биологической игре и т.д. Этот комплекс определяется учителем, равномерно распределяется на весь учебный год (до 12—15 наименований работ в год).

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

План уроков по технологии обработки древесины
Методические рекомендации по проведению уроков технологии по разделу «Обработка древесины». Уроки технологии посвящены знакомству с древесиной, как природным материалом для художественной обработки, с видами народных ремесел, с работами мастеров, изготовлению изделия по готовым рисункам и образцам, ...

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Переход на предпрофильное и профильное обучение актуали ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru